Другая литература


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Другая литература» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Другая литература


В этой рубрике публикуются материалы о литературе, которая не относится к фантастической: исторические романы и исторически исследования, научно-популярные книги, детективы и приключения, и другое.

Обратите внимание: Список открытых библиографий авторов-нефантастов (FictionLab).

Если Вы помещаете рецензию на книгу, то помните базовые правила:

• объём не менее 2000 символов без пробелов,

• в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится (это должна быть рецензия, а не отзыв),

• рецензия должна быть грамотно написана хорошим русским языком,

• при оформлении рецензии желательна обложка издания и ссылка на нашу базу (если книга имеется в базе сайта)

Модераторы рубрики: Aleks_MacLeod, Ny

Авторы рубрики: killer_kot, intuicia, chivel, Papyrus, Petro Gulak, suhan_ilich, sham, Kons, ula_allen, WiNchiK, baroni, С.Соболев, votrin, PetrOFF, Jacquemard, Кечуа, voroncovamaria, LadyKara, Sfumato, Apiarist, k2007, Мэлькор, primorec, Славич, DeMorte, Pirx, Вася Пупкин, saga23, e-Pluto, glupec, Берендеев, volga, Evil Writer, evridik, atgrin, Edred, isaev, Тиань, vvladimirsky, Алекс Громов, sibkron, ЭльНора, Вертер де Гёте, SeverNord, Арлекин, NataBold, БорЧ, монтажник 21, domenges, Кел-кор, AkihitoKonnichi, Zivitas, georgkorg, Календула, ami568, Deliann, radals, А. Н. И. Петров, Zangezi, negrash, Ведьмак Герасим, mif1959, Ank, neo smile, smith.each, Andy-R, Wind, Родон, DariaShlegel, Leomund, mr_logika, Mishel78, JimR, laapooder, Shean, Леонид Смирнов, Brain-o-flex, PanTata



Статья написана 26 декабря 2016 г. 18:47

Эрнест Хемингуэй, "Прощай, оружие!"




После того, как написал отзыв, почитал чужие рецензии и публиковать свою собственную заметно расхотелось. Люди в этом романе что только не видят: «историю любви» (категорически не согласен), антивоенный памфлет (однозначно не лейтмотив), «роман о том, что в жизни ничего больше не остается, кроме как избрать для себя одну-единственную достижимую цель и верить в нее, ни секунды не сомневаясь» (Вы уверены, что у героя всегда была цель?).

А потом я начал гуглить имя главного героя, потому что оно очень редко встречается в тексте, и я его забыл. Нелёгкая дёрнула меня прочесть характеристику образа Фредерика Генри. «Хемингуэй исследует генезис надломленного поколения, прослеживая процесс становления его жизненных ценностей. Лейтмотив такого становления, протекающего в координатах гордой замкнутости в себе и намеренной отрешенности от всякого рода житейской суеты, — категорическое неприятие героем Хемингуэя фальши и лицемерия в чем бы то ни было». Это меня добило. Нет, друзья, я не думал о таких вещах, ни когда читал, ни когда писал отзыв. А читал я книжку просто как очень интересную историю, написанную крайне правдиво (о чём ниже). Эта история оказалась грустной, но мне всё равно было интересно её читать и сопереживать героям, которые немного потерялись в хаосе эпохи, и размышлять над тем, что изменилось за сто лет, а что нет. Все мои надежды сейчас на то, что хорошую историю, быть может, нельзя понять неправильно, потому что её вообще нельзя понять как-то определённо.




Начну с того, что «Прощай оружие» — не потому, что война кончилась. Просто главный герой дезертировал. Роман под стать названию: в гораздо большей степени пересказ нескольких лет жизни одного человека, чем попытка осмыслить происходящее вокруг.

Казалось, что читаю хорошего блоггера, который честно постит предельно откровенный отчёт о каждом дне своих приключений. Разумеется, в центре внимания — его впечатления, тогда как глобальные вопросы отодвинуты на второй план.

Первая Мировая здесь грустным фоном из слякоти, дешёвого кофе, казарменных шуток, публичных домов на постое, марширующих по жиже шеренг, нелепых смертей и череды военных манёвров, которые нужны офицерам, чтобы передвинуть линию фронта, а солдатам не нужны вовсе. Солдаты выполняют приказ.

Молодой американец по имени Фредерик воюет за Антанту на итальянском фронте. Руководит группой из нескольких шофёров, вывозящих людей, которые не могут идти сами. Зачем? Воюет и всё. Хотя морального долга перед итальянцами и вообще Союзниками у ГГ нет.

Хемингуэй на самом деле воевал в Италии. Ему даже, как и главному герою, оперировали колено в миланском госпитале. Так что роман автобиографический; вопрос только, в какой степени: где правда, а где вымысел. Действительно ли Хэм дезертировал, а потом бежал через всю Италию, и его чуть не застрелили, а потом он нашёл свою возлюбленную, и они попытались пересечь границу Италии?

Даже если нет, написано так, что веришь; рассказано так, как обычно рассказывают правдивые люди о своих приключениях. Отсутсвует мишура типа «я почувствовал душевное томление и мои губы потянулись к её губам» или «гнев, сдобренный горечью ударил мне в голову и мой дрожащий палец спустил курок». Нет нарочитых рефлексий, которые часто выглядят ну очень фальшиво. Я пошёл. Я сделал. Это был мой выбор. Фредерик просто рассказывает о своих поступках и поступках других людей, не пытаясь оправдывать или оправдываться или обвинять. Или даже оценивать.

Может быть, не всем придётся по душе подход писателя: внутренний голос героя — крайне прозаичен, скуп на эмоции и анализ происходящего; диалоги рубленые. Но почему-то именно такие реплики «звучат» в голове, когда читаешь; кажется, что тот или иной человек должен был ТАК именно сказать или просто повторить фразу собеседника. Помните, когда герой беседует с Кэтрин — в Милане или уже в Швейцарии? Эти все «Мы же и так муж и жена, милый?»… Вроде бы ужасная банальность, но через диалоги удивительным образом раскрываются их отношения.

А ведь в начале, когда завязка, и американец только знакомится с шотландкой Кэтрин, Хэм просто пишет что-то вроде «Я понял, что люблю её». И всё. Или когда машина одного из людей под началом героя забуксовала, а сержант, которого они везли с собой, и который всех их ненавидел, вместо того, чтобы помочь вытащить машину, бросился прочь, и один из шофёров выстрелил в него, убил — Хэм тоже не даёт никаких разъяснений, никаких авторских субтитров. Читатель может подумать над этим эпизодом, вспомнить, как пламенно шофёр-убийца, сидя в окопе с американцем, говорил про социализм, про «солдат и офицеров»; вспомнить, что до этого делал и говорил сержант и найти мотив — или не найти, но «подсказок», назиданий не будет.

И весь роман такой. Как набор сюжетов очень хорошего блоггера, извините уж за самоповтор. В событиях нет никакой «логики», никаких подготовленных поворотов. Вспомните те места, где герой смотрит за скачками или играет на бильярде со старым графом, который говорит ему о ложной мудрости стариков. Зачем нужны эти сцены, можно было бы спросить? Просто это часть истории героя. Некто записал её от первого лица; будем считать, он сам, в очень правдивой манере, не навязывая какое-то «правильное» восприятие.

Конечно, одна из великих целей Литературы — раскрыть душу человека, чтобы найти мотивы его поступков, вытащить их наружу сверкающим писательским скальпелем, как это делал Достоевский. Но у Хэма совсем другой подход: он просто рассказывает, как было дело, а препарировать оставляет нам, если, конечно, захочется. И это тоже по-своему хорошо.

Да, друзья, по-видимому, я уже начал «закапываться» в отзыв, он ведёт меня в дальние дали, а я иду за ним, словно поляки за Сусаниным. Пора заканчивать. :-) Очень хочется «поймать» особый метод писателя, передать ощущение от прозы Хэма «в общем», потому что она меня очень взбудоражила и впечатлила, но это, как выяснилось, нелёгкая задача.

Уйдя в тонкие вопросы, совсем забыл отметить необычайно точный стиль Хемингуэя там, где он описывает жизнь в заснеженной альпийской деревушке или страшные минуты в окопе, когда над тобой рвутся снаряды, или залитую Солнцем улицу большого города в утренний час. На первый взгляд написано очень сухо, очень лаконично, но почему-то трогает, задевает за живое, рождает образы.

Всю книгу огорчала жизненная бесцельность Фредерика Генри. Он словно плывёт по течению. Сначала пошёл воевать на итальянский фронт, хотя, вроде бы, никогда не понимал, зачем (ради свежих впечатлений?); дезертировал, потому что к этому подтолкнула некая череда случайностей (захотелось к любимой и подальше от чёртовой мясорубки?); бежал, когда преследовали; ходил в бордель, когда все ходили, а на утро «счищал с себя публичный дом зубной щёткой». Такой вот милый порядочный «англо-саксонский бэби». Неправильно мягкий, на мой взгляд. И, Боги, сколько он пьёт! В каждом эпизоде — мартини, граппа, шампанское, капри, виски, коньяк… Ужас-ужасный. А откуда у героя деньги на всё это добро, да на фешенебельные гостиницы? Ну, конечно, присылают богатые родственники!

Как бы то ни было, роман хорош и его стоит прочесть хотя бы из-за точного, блоггерского, честного стиля Хемингуэя.

P.S. Почитал, что люди пишут про книгу. Действительно, в конце героя "прорвало" на длинный и очень тяжёлый внутренний монолог. Но это скорее исключение.

P.P.S. Перечитаю лет через десять.





Статья написана 24 декабря 2016 г. 20:13

Колонка представляет некоторые нефантастические и детские книги — как новинки, так и переиздания.



Переводные издания

Новинки

  1. «Повесть о братьях Сога. Сога моногатари»
  2. Вааль Франс де «Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных?»
  3. Вейль Симона «Тетради 1933–1942. Том I»
  4. Вейль Симона «Тетради 1933–1942. Том II»
  5. Зебальд В. Г. «Кольца Сатурна»
  6. Кэрролл Шон «Вселенная. Происхождение жизни, смысл нашего существования и огромный космос»
  7. Кэрсон Роберт «Охотники за пиратами»
  8. Пенман Шэрон «Время и случай. По краю бездны»
  9. Рэндалл Лиза «Темная материя и динозавры. Удивительная взаимосвязь событий во Вселенной»
  10. Тегмарк Макс «Наша математическая вселенная»
  11. Уилсон Эдвард О. «Биофилия: Врожденная тяга к живому как связь человека с другими биологическими видами»
  12. Хейвуд Джон «Люди Севера. История викингов. 793-1241»

Переиздания

  1. Бальзак Оноре де «Ведьма»
  2. Буковски Чарльз «Хлеб с ветчиной»
  3. Гарленд Алекс «Пляж»
  4. Камю Альбер «Чума. Записки бунтаря»
  5. Колфер Йон «Артемис Фаул»
  6. Ридделл Крис «Император Абсурдии»
  7. Фаулз Джон «Дэниел Мартин»
  8. Хаггард Генри Райдер «Перстень царицы Савской»
  9. Шекспир Уильям «Сонеты»
  10. Цвейг Стефан «Двадцать четыре часа из жизни женщины»

Русскоязычные издания

Новинки

  1. Еськов Кирилл «Евангелие от Афрания»
  2. Метлицкая Мария «Миленький ты мой»
  3. Панченко Дмитрий «Гомер, "Илиада", Троя»
  4. Юсев Алексей «Кинополитика. Скрытые смыслы современных голливудских фильмов»

Переиздания

  1. Айтматов Чингиз «Плаха»
  2. Белых Григорий, Пантелеев Леонид «Республика ШКИД»
  3. Велтистов Евгений «Гум-Гам»
  4. Высоцкий Владимир «Я не люблю...»
  5. Гумилёв Лев «Древняя Русь и Великая степь»
  6. Павлищева Наталья «Невенчанная жена Владимира Святого»
  7. Радзиевская Софья «Рам и Гау»
  8. Шаров Владимир «Будьте как дети»





Статья написана 24 декабря 2016 г. 08:18

Николай Глебов

Составлена библиография советского писателя Николая Глебова.

В 1948 году на Алтае была издана на русском и алтайском языках повесть Николая Глебова «Карабарчик» — первое крупное произведение писателя. Впоследствии повесть неоднократно переиздавалась в Москве, Челябинске, Свердловске, переведена на несколько иностранных языков. В 1949 году Николай Александрович был принят в Союз писателей СССР.

С 1952 года Глебов на литературной работе. Его произведения проникнуты чувством любви к родной земле. В трилогии «В степях Зауралья», романе «Бурелом», в повестях и рассказах Глебова глубокая правда в изображении жизненных явлений сочетается с точным воспроизведением зауральского быта и живыми картинами родной природы. Герои романов и повестей Николая Александровича в большинстве своём — это молодёжь из класса трудящихся, которая стремится к революционному совершенствованию мира, для которой характерны как упорство в достижении цели, так и душевная отзывчивость и красота, проникнутая романтизмом революционных идей.

Отдельными изданиями вышли в свет более 20 книг автора. Произведения Глебова, вобравшие большой жизненный материал, получили широкую известность и вошли в активный фонд советской художественной литературы.


Составители библиографии — Wind, тессилуч.


[P HOTOSMALL6]



Если вы еще не подписались на новости нефантастической литературы, но очень хотите это сделать, следуйте указаниям из данного руководства.


Статья написана 21 декабря 2016 г. 13:25

Рубен Давид Гонсалес Гальего

Составлена библиография Рубена Давида Гонсалеса Гальего, российского писателя и журналиста, лауреата премии "Русский Букер" (2001).

Отец писателя, родом из Венесуэлы, был студентом экономического факультета, мать, Аурора Гальего, — студенткой филологического факультета. Аурора — дочь генерального секретаря Коммунистической партии народов Испании Игнасио Гальего.

С рождения Рубен Гальего парализован, официальный диагноз — детский церебральный паралич. В полуторагодовалом возрасте мальчика отправили в детский дом для инвалидов, сообщив матери, что ребёнок умер. Рубен провёл детство, скитаясь по детским домам и домам престарелых Советского Союза.

Рубен Гальего окончил Новочеркасский торгово-коммерческий техникум по специальности «Правоведение». В 2001 году в Праге встретился с матерью и остался в Европе. Жил в Мадриде, Фрайбурге. В 2007 году уехал в США, в 2014 — в Израиль, где проживает в настоящее время в городе Ашкелон.

Публиковался в журналах «Индекс», «Новый берег», «El Pais». Свой более чем драматический опыт выживания Гальего описал в автобиографическом романе «Белое на чёрном». В 2003-м году роман получил премию «Русский Букер». Как отметил литературный секретарь премии, критик Игорь Шайтанов, «Рубен Гальего получил премию именно потому, что написал хорошую книгу».

В 2005 году у автора вышел второй роман "Я сижу на берегу".


Составитель библиографии — suhan_ilich.




Если вы еще не подписались на новости нефантастической литературы, но очень хотите это сделать, следуйте указаниям из данного руководства.


Статья написана 20 декабря 2016 г. 21:10

В 2017 году издательство «Азбука» планирует издать в серии «Мир приключений» много интересных и красивых книг.









  Подписка

Количество подписчиков: 555

⇑ Наверх