fantlab ru

Все отзывы посетителя Serega_Kozopas

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Бром «Крампус. Повелитель Йоля»

Serega_Kozopas, 4 января 15:15

Обычно я скептично отношусь к художникам, которые начинают писать книги, но в этот раз решил сделать исключение — и не прогадал!

«Крампус» Д. Брома — это хорошо слаженный мифологический роман, действие которого происходит в современном мире, подобно «Американским богам» Н. Геймана.

У нас есть главный герой — Джесс — музыкант, который испытывает проблемы в своей жизни — карьера, любовь, самоуважение и так далее, но в один момент он попадает в водоворот фантастических событий, центром которого является языческое божество «Крампус», которое (а точнее — который) хочет свести личные счеты с другим «божеством» и вернуть старые традиции святок.

При достаточно стандартной завязке книги мне хочется выделить её достоинства — и прежде всего это мифология, с которой Бром изрядно поработал. Она пронизывает всю книгу, автор выстроил из различных легенд и мифов единую картину, которую поместил в этот роман — познавать это полотно настоящее удовольствие, особенно если вы любите сказки и древние предания.

Благодаря этому еще одним плюсом романа служит его атмосфера — и помимо сказочности ей добавляет гротеск в виде гангстерских разборок, снежной погоды и приближения Рождества — эта книга идеально для того, чтобы читать ее перед Новым годом или на новогодних праздниках.

Нельзя также не сказать о второстепенных персонажах — у каждого есть свой голос, который выделяется на фоне других.

Стоит отметить и прекрасные иллюстрации Д. Брома — его мастерством как художника можно только восхищаться.

Несмотря на все плюсы, стоит выделить главную проблему романа — а именно его вторичность. Если вы читали творчество Нила Геймана (особенно уже упомянутые мной «Американские боги»), Урсулы Ле Гуин, Стивена Кинга — вы не найдете здесь чего-то такого, что поставило бы этот роман рядом с книгами этих писателей (и здесь я имею ввиду именно сюжетную часть).

«Крампус» Д. Брома относится к тем книгам. которые созданы прежде всего для развлечения, даже несмотря на то что в романе есть умные сцены, а также лейтмотив и идея, которые пронизывают книгу от начала до самого конца. Роман не затянут, в нем много динамики, нет ненужных персонажей, а самое главное — он обладает действительно уникальной атмосферой, хоть и не привносит ничего нового в подобный жанр литературы.

Поэтому если вы хотите расслабиться под Новый год, прочитать что-то интересное, лёгкое (но не глупое!), а также перенестись, хоть и ненадолго, из нашего мира в хорошо запакованную сказку (*шёпотом*: с рейтингом 16+) — «Крампус» Д. Брома отлично подойдет для такого литературного путешествия.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Дэн Симмонс «Террор»

Serega_Kozopas, 14 мая 2023 г. 18:04

Дэн Симмонс — уникальный автор. И я это говорю как человек, который прочитал только одну его книгу. И эта книга «Террор».

Но это больше чем книга и сейчас я постараюсь это доказать.

Сюжет книги основан на печально известной экспедиции Д. Франклина, которая была отправлена в середине 19 века на поиски Северо-Западного прохода между Канадой и Англией. Более ста человек отправились на двух кораблях — «Терроре» и «Эребусе», имея в своих рядах настоящих профессионалов, большое количество припасов и современное (на тот момент) оборудование — в итоге уже почти два столетия люди пытаются разгадать страшную тайну что же произошло с пропавшими моряками, которые бесследно исчезли во время своего путешествия.

За время поисков следов экспедиции каждая новая подробность всё больше подкрепляла интерес к ее судьбе и формировала вокруг себя мистический характер, чем решил воспользоваться талантливый писатель Дэн Симмонс, который взял это трагическое событие за основу своего романа.

«Террор» поистине уникальная книга. Перед Дэном Симмонсом стояла очень сложная задача и большая ответственность — написать исторический роман, плотно изучив соответствующий материал, добавить в него мистику (ровно столько, чтобы не сломать баланс между реализмом) и при этом подать это всё читателю так, чтобы это было «вкусно» (то есть чтобы книга сразу показала, что она не профессиональное исследование на тему «Что же послужило причиной краха этого похода», которое читатель будет читать со скучным лицом, так как это всё-таки прежде всего художественное произведение, пусть в нём и фигурируют реальные личности).

И Дэн Симмонс побеждает на всех фронтах. Уже первая глава романа разогреет в вас интерес, который будет только разгораться с каждой прочитанной главой до самой последней страницы. Мистика в романе идеально работает на пару с реализмом, так как один из главных лейтмотивов всей книги — столкновение цивилизованного мира с иррациональным ужасом в местах, где балом правят силы, неподвластные уму и технологическим достижениям викторианского человека.

С исторической стороны автор проделал огромную работу — я совершенно не удивился большому списку источников, которые Симмонс привел в конце романа. Но здесь, для некоторых читателей, которые любят досконально понимать все, что творится на страницах произведения, возможно откроется первая проблема — в своем творении автор не церемониться с людьми, которые не знают что такое рей, такелаж, леер и так далее. Мешало ли это получить удовольствие от чтения мне, не очень осведомленному о морском ремесле человеку ? Нет (я уже хочу перечитать роман, будучи знакомым с такими вещами чтобы получить еще больше удовольствия от чтения и курпулёзной проделанной работой автора в этом направлении). Но, возможно, для кого-то это станет проблемой, так как в привычных пояснительных сносках внизу страниц дается только перевод температуры из системы Фаренгейта в Цельсия (и то несколько раз за книгу).

Вторая проблема, которая может возникнуть перед читателем — «Террор» очень тяжёлая книга. Собственно, по-другому и быть не могло. Люди здесь будут умирать. Мучительно. Ведь помимо тяжелых для моряков несчастий, вроде голода и цинги, Симмонс добавляет и мистический ужас, в виде существа, которое охотится и пожирает бедных людей. Фактически эта тварь — живое воплощение другого мира, в котором и оказались наши герои, отрезанные за много миль от всей цивилизации. Но если убрать её (а точнее — его) полностью из сюжета — книга так и останется историческим хоррором, ведь у людей хватает проблем и без этой напасти.

Это тяжелое произведение, читая которое ты думаешь: «А ведь возможно так и могло быть в этом моменте, возможно так оно и случилось». Думаю именно этого Дэн Симмонс и добивался — так что к этому стоит быть готовым.

В остальном же — «Террор» уникальное творение, с которым я рекомендую ознакомиться всем. Потому что это огромная задача для автора и большой успех для читателя. Потому что прочитав такую книгу можно удивиться что такие произведения в принципе существуют: уникальные, неповторимые, которые имеют прочный симбиоз между разными гранями жанров, идеальный баланс, который мало кому может удастся. Дэну Симмонсу это получилось — и эта книга еще больше закрепила за ним репутацию одного из самых необыкновенных авторов современности. Он изучил не только труды об этой трагической экспедиции, а также профессиональную литературу мореплавания того времени, но также и различные легенды заполярья, окутанные этой (и не только) историей — и, поверьте, своими знаниями Дэн распорядился очень умело, словно поистине выдающийся шеф-повар, создав уникальное блюдо.

Блюдо, которое вы проглотите, пусть оно и колючее, и, скорее всего, вызовет у вас в определённый момент слёзы.

Но вкус которого вы запомните очень, очень надолго....

Оценка: 10
– [  5  ] +

Роберт Джордан «Огни небес»

Serega_Kozopas, 2 февраля 2023 г. 14:29

Вот и позади пятая книга цикла, а с ней и 1/3 всего «Колеса Времени». Возможно стоит подвести промежуточный итог, но эта часть цикла сильно завязана на предыдущих романах — фактически книга сразу же стартует там, где закончилась предыдущая. Приключения героев продолжаются, правда стоит отметить, что в этом романе отсутствует, как и в третьей части, один из центральных героев. Но эта потеря восполняется добавлением «экранного времени» некоторым второстепенным персонажам, за что хочется сказать автору спасибо.

Центральная линия «Огни небес» посвящена расколу в Тар Валоне — если в «Восходящей тени» нам рассказывали о народе Айил, то здесь фокус сместился именно на Айз Седай. Найнив и Илэйн выходят на первый план — обычно их главы в предыдущих романах читались для меня с малым энтузиазмом, но не в этой книге. Очень понравился сюжетный поворот с добавлением к их дуэту еще одного персонажа, это было неожиданно — Джордан продолжает удивлять.

Второстепенная же линия посвящена Ранду и его преследованию Куладина — мы продолжаем наблюдать перемены в центральных героях саги, и это относится не только к Ранду, но и к Мэту. Битва армий Ранда и Куладина, пожалуй — одно из самых ярких событий всего немалого романа.

Но она происходит уже в последней трети книги, а до этого, несмотря на то, что в «Огни небес» нет долгого вступления, как в «Восходящей тени», событий происходит очень мало, особенно если сравнивать с предыдущими книгами цикла. Очень много страниц посвящено описаниям одежды героев, окружающих их интерьеров и где-то это оправдано (например, когда описывается кабинет Престол Амерлин после раскола Айз Седай), но в большинстве случаев можно было бы без этого обойтись. Но больше чем что-либо другое в книге раздражает тот факт, что персонажи очень часто ссорятся между собой и постоянно мысленно думают «как преподать обидчику урок», хочется собрать всех вместе и сказать «РЕБЯТА, ВАМ, ВООБЩЕ-ТО, МИР НУЖНО СПАСАТЬ, А НЕ ЗАНИМАТЬСЯ СВЕДЕНИЕМ СЧЕТОВ С N-ПЕРСОНАЖЕМ, ПОТОМУ ЧТО ОН НА ВАС НЕ ТАК ПОСМОТРЕЛ!»

И тем не менее достоинства романа перевешивают его недостатки. Джордан продолжает сюжет, возможно, самого эпического фэнтези-цикла с огромным количеством персонажей, любопытных задумок, вроде Тел'аран'риода, и невероятно большим миром. Последняя треть книги так вообще постоянно держит в напряжении, компенсируя начало и середину.

Пятый том получился хорошим, просто автор сам задал высокую планку предыдущими романами, от чего «Огни небес» воспринимается, скорее, как промежуточная глава огромного романа, все самое интересное, которого, только впереди.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Роберт Джордан «Восходящая Тень»

Serega_Kozopas, 29 июля 2022 г. 14:28

Четвертая книга цикла «Колесо времени» считается одной из лучших в саге. Поэтому я подходил к ней с большими ожиданиями, особенно после замечательных предыдущих книг — «Великая охота» и «Дракон Возрождённый». Но в тоже время меня очень удивил объём книги и я сразу задался вопросом — оправдан ли он ?

Как оказалось — не совсем. Первые 300 страниц романа — фактически топтание на месте. После того, как каждый главный герой (Ранд, Перрин и Мэт), скажем так, переживает небольшой инцидент в начале — сюжет будто замирает и не хочет двигаться дальше. С одной стороны это оправдано — уж слишком большое количество героев собралось вместе и сообща решают что делать дальше. Но с другой стороны — очень много страниц этому отведено.

После, примерно, двадцати глав сюжет наконец-то, с отъездом героев в разные уголки населенного мира, начинает преображаться и появляется то, за что многими любима именно эта книга всей саги: Джордан привносит в цикл много нового, но при этом не забывает и о старом — так линия Перрина, одна из лучших в этой книге, посвящена его возвращению в Эмондов Луг: туда, где, собственно, всё и началось. На примере этой деревни и её жителей хорошо показан контраст между мирным временем, времен первой книги, и нынешним военным и опасным.

Одной из центральной линии романа является линия Ранда, в которой нам полноценно представляют народ Айил: мы узнаем очень много про их обычаи, а также про их происхождение. Всё это даёт нам понять, что Джордан держит в своей голове огромное количество деталей и, несмотря на возросшее количество персонажей и мест действия, складывает их в единую сюжетную мозаику.

Правда при таком объёме, на мой взгляд, можно было и уменьшить авторское желание описать каждую одежду, интерьер и т.д. практически во всех сценах. Где-то это выглядит уместно — например в главах, где мы больше узнаём об Айил как о народе, а где-то можно было обойтись и без этого в угоду меньшего объёма и без того большой книги.

Стоит отметить и рост главных героев как личностей — особенно это касается Ранда: именно здесь становится отчетливо заметно, как из пастуха он практически полностью превратился в человека, наделённого огромной властью и знающего, как ею распорядиться. Добро в нём, конечно же, осталось, но появилась и холодная расчётливость.

В целом же «Восходящая тень» — это хорошая книга, которая вводит героев в новую фазу цикла: если три предыдущие книги выставляли фигуры на шахматной доске, то здесь эти фигуры начинают активно ходить. Но увы — затяжное начало не даёт мне права поставить максимальную оценку этому роману.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Роберт Джордан «Дракон Возрождённый»

Serega_Kozopas, 29 июля 2022 г. 12:53

Третья книга Джордана, после замечательной «Великой охоты», продолжает держать планку качества. Когда я писал рецензию на вторую книгу я говорил о том, что она заканчивает своеобразную первую фазу цикла, но на самом деле это относится именно к третьей книге, ведь в ней главные герои окончательно превращаются в тех, кем им суждено стать.

Джордан меня очень удивил тем, что один из центральных героев саги минимально присутствует в «Драконе Возрожденном». Зато именно в этой части наконец-то Мэт раскрывается как персонаж и во весь рост выходит на первый план — его линия одна из основных в этом романе.

Также стоит отметить что здесь нет топтания на месте — объём книги хорошо сбалансирован между сценами с действием и спокойными главами.

Можно разве что придраться к некоторым роялям в кустах, которые порой выскакивают — взять хотя бы момент, когда

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мэт пробирается во дворец Моргейз и «совершенно случайно» слышит разговор Гейбрила с Комаром, из которого проясняется роль Гейбрила в этом цикле.
Этот момент и информацию, которую мы узнали как читатель, можно было подать не так топорно, нам мой взгляд, и порой такие шероховатости проявляются.

Но это мелочь по сравнению с тем, что дарит этот мир и его персонажи — Джордан определенно прекрасный рассказчик: его талант описать и «разрисовать» в голове читателя каждую сцену не раз заставит удивиться и получить эстетическое удовольствие — во многом это заслуга и прекрасного переводчика Тахира Велимеева. Жаль что в следующих романах Джордан начнет злоупотреблять этим даром.

Подводя итог — хочется сказать, что это прекрасное продолжение цикла, которое окончательно расставляет фигуры персонажей на шахматной доске.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Питер Ньюман «Странник»

Serega_Kozopas, 3 августа 2021 г. 18:20

Странник — это та книга, которая либо сразу тебе понравится и подарит много эмоций, либо сразу заставит перекреститься и закрыть её. Я это понял еще по ознакомительному отрывку, который мне очень понравился. Эта книга относится к темному, постапокалиптическому фэнтези, автор новичок и на первый взгляд всё вроде понятно: таких случаев, когда появляется новый писатель-дебютант и создаёт новое дарк фэнтези, всё больше и больше. Но именно в этом случае Ньюман всё же смог меня удивить. Ведь что такое фэнтези для автора — прежде всего это декорации для истории и на первый взгляд они должны совпадать между собой по настроению, но, к счастью, так бывает не всегда. Вот и здесь Ньюман заложил в основу то, чего я не ожидал увидеть — историю Отца и ребёнка.

Собственно главным героем и является Странник. Пожалуй прежде всего о нём хочется сказать, что он не говорит от слова совсем, вместо этого его реакцию на события книги мы видим через его жесты и второстепенных персонажей, с которыми взаимодействует главный герой — и их здесь большое множество всех полей: младенец, преступник, монстр, коза (которая, к слову, покорила не только моё сердечко) и так далее. На первом плане, конечно, главный герой, который носит с собой младенца — их взаимодействие и общение проходит через всю книгу: эта линия является центральной в романе, особенно это становится понятно во второй половине романа. Но и другие персонажи романа не отстают от центральных: кто-то здесь на пару глав, кто-то, неожиданно, на множество. Роман удивляет, в нём множество поворотов сюжета, которые, лично на мой взгляд, сложно предугадать. Странствие главного героя и его спутников получилось весьма впечатляющим.

Сам Странник является глубоко печальной личностью — флэшбеки, появляющиеся очень вовремя, когда накапливается большое количество вопросов, лучше раскроют мир и самого героя, покажут как всё дошло до того, что мы имеем.

А имеем мы.... самый настоящий апокалипсис. Надежды нет, почти всё утеряно — демоны ворвались и уничтожили мир, который знало человечество. Теперь балом правят самые разные демоны, уже конкурирующие между собой, не замечая остатки человечества. Обычных людей почти не осталось: мутация планеты. сотрудничество с демонами, мерзкая мода на аугментации тела, полукровки — как-будто автор хотел показать за этим нечто большее, в такие моменты мне вспоминался фильм Район №9, где также, казалось бы, вымышленные проблемы имеют под собой реальную почву.

Мир Странника для меня стал таким же главным героем как и сам Странник, который, конечно же, невероятно сильная, волевая личность и всё же автор показывает, что он не Нео, останавливающий пули одним жестом: за каждую победу приходится платить. Понимает это Странник, понимают это и его спутники, каждый их которых запоминается и у каждого своя личная трагедия — к примеру у нас есть огромный монстр с кличкой Булава, которая до рокового превращения была обычной девочкой. Так, в глубине души, она и осталась маленькой девочкой — и автор это покажет. Его умение работать с персонажами мне очень понравилось.

А вот его работа с описаниями порой меня вводила в ступор. Хоть мне роман очень понравился, иногда, на мой взгляд, автор позволял себе лишнего — некоторые сцены могут отпугнуть читателей и это чертовски обидно, ведь книга прекрасна. Она мне очень напомнила своим духом первую книгу Тёмной башни, правда мир здесь ещё ужаснее и страшнее. Тем ценнее становятся яркие, светлые моменты романа, которые буквально светятся в этом кромешном аду и работают на мощный контраст. Такие моменты заставляют улыбнуться.

Улыбнулся и я, закрыв книгу, зная, что впереди еще два романа.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Роберт Джордан «Великая Охота»

Serega_Kozopas, 23 июля 2020 г. 11:35

Есть такая традиция, что вторая книга в больших фэнтези-циклах лучше первой. Удалось ли Джордану её подтвердить ? Давайте разберемся.

Уже из названия понятно, что книга посвящена Великой охоте на Рог Валир — очень важный артефакт, который находят наши герои в конце «Око мира», а значит мы снова окажемся в самых разных интересных и необычных местах этого мира. С каждым из главных персонажей произошло в прошлой книге такое, о чем ему есть поразмыслить в этой и вы увидите продолжение этих линий.

Прежде всего, вот так сходу, хочется сказать о главном достоинстве «Великой охоты» — она лучше раскрывает здешний мир и мотивы персонажей, а также даёт множество ответов на вопросы, возникшие как в первой книге, так и в этой. Как Морейн нашла героев в начале первой книги ? Кто такая таинственная Селин, которая появляется здесь в одной из линий персонажей ? Мир тоже обрастает новыми деталями — мы побываем в Кайриэне, где ведётся Даэсс Дей'мар — Игра Домов, в которой каждый знатный ведёт интриги с другими; увидим Фалме, который оккупировали Шончан — новая угроза этого мира, которые хотят напомнить каждому о давних клятвах и вернуть себе земли. Но поражает не это, а то, что абсолютно каждый персонаж, даже не второстепенный, а буквально промелькнувший в паре эпизодов первой книги, появляется и здесь, и порой им отводится намного больше ,,экранного» времени, а ведь мы знакомимся и с новыми героями этой истории. Понравились мне и другие вещи. Например, когда герои могут увидеть альтернативные события, как если бы они принимали другие решения. Пленение магов через ошейники, которые позволяют использовать магию только тогда, когда захочет владелец этого ошейника. Уверен, книга вас чем-то да удивит — у Джордана очень много интересных идей и фишек, которые очень гармонично вплетены в повествование.

А теперь о паре-тройке моментов, которые я не могу обойти стороной. В рецензии к «Око мира» я писал, что детальность повествования, описания одежд и интерьеров важны для добавления детальности этому миру и на динамику они не сильно влияют, но порой происходит следующее — мы познакомились с некоторыми персонажами через одного-двух героев, а затем, когда другие герои встречают этих же персонажей — их описание повторяется, и порой так происходит не раз. Это, конечно, мелочь, но зачем так делать, когда мы, как читатели, уже знаем их облик ? Второй момент — да, порой некоторые женские персонажи говорят нечто вроде «Вот мужчины думают только волосами на груди». Тут хочется подробнее рассказать об этом — во-первых, это связано с историей мира- мужчины больше не могут использовать магию, а один из них до этого устроил, по сути, Армагеддон. Во-вторых, я вижу, что Джордан пытается показать разные философии как женщин, так и мужчин, но при этом он чуть ли не прямым текстом говорит (в одном из диалогов поднимается тема, что только женщина-маг и мужчина-маг вместе сообща наиболее сильны), что именно сочетание этих взглядов вместе и приносит успех, и счастье для каждого. Порой случаются повороты, которые ожидаешь

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(хмм, персонаж, который проявлял враждебность, оказывается злодеем, о нет!)
, но это не значит, что нет и поворотов, которые, мягко говоря, вас удивят. В главного героя внезапно влюбляются аж четыре девушки, просто их влечёт к нему и все (!!!), но к счастью этого совсем немного и претензией трудно назвать.

И вот и получается, что, несмотря на упомянутые моменты, в сущности и совокупности они не влияют для меня на общий восторг от книги, после которой сразу же хочется взяться за продолжение — такая мощная концовка у неё получилась. В то же время, есть чувство окончания своеобразной «первой» фазы этого огромнейшего цикла, которое прошлая книга не давала. Поэтому для меня определённо эта книга лучше первой и я уже жду не только «Возрождённый дракон» , но и остальные книги «Колеса времени».

Оценка: 10
– [  9  ] +

Роберт Джордан «Око мира»

Serega_Kozopas, 23 июля 2020 г. 11:17

Думаю эту рецензию стоит начать с того, что она будет поделена на две части — в начале я расскажу о самой книге и личных впечатлениях, а затем постараюсь ответить на разные вопросы, которые задают читатели перед тем, как начать знакомство с этим циклом.

Уже с самого начала начинаешь понимать, что эта история явно имеет тон классического фэнтези. Описания мира, героев, событий. В каждом слове, в каждом предложении это ощущается. Центральными героями у нас выступает троица — Ранд, довольно ответственный и целеустремленный персонаж, Мэт, энергичный и весёлый, и Перрин, сдержанный и рассудительный. Немалое количество уделено времени и второстепенным персонажам, коих здесь не мало. Хотя история начинается довольно стандартно для этого жанра, а именно — главные персонажи узнают что в мире творится неладное и отправляются в путешествие, дальше события будут развиваться не совсем стандартно.

У автора получилось создать очень большой и детальный мир, и поселить в него большое количество разных персонажей — именно этого и ждешь от эпического фэнтези. Джордану удалось создать невероятную атмосферу, как мира, который достаточно своеобразен, так и приключения, которое выпадает на долю наших персонажей, которые не очень то и видят себя в роли героев. И приготовьтесь — автор постоянно будет поднимать темы ответственности, тяжести выбора, последствий. Словом, у нас здесь не стеклянные болванчики, которым скажи что делать — и они без доли сомнений побегут в ту сторону. Этим книга очень подкупает.

Но есть ли у книги недостатки, спросите вы ? Что ж, переходим ко второй части. Одним из распространённых недостатков «Ока мира» является то, что книга очень похожа на «Властелин колец» Толкина, особенно завязкой сюжета, но дальше, уже со второй, автор перестаёт якобы подглядывать в сторону ВК и начинает делать свой мир, который ,«виден» уже во второй книге. Специально перед рецензией на «Око мира» я прочёл следующую книгу — «Великая охота» и могу сказать, что это не совсем правда — просто в первой книге много «пасхалок» и реверансов в сторону культового творения Толкина. Особенно это относится к началу — есть похожие сцены, когда, например, местный Назгул очень долго, сквозь деревья и листья, всматривается туда, где прячется главный герой; птицы разведывают территорию для тёмных сил; отряд входит в очень опасный тёмный участок территории, который давно заброшен и так далее. Но это все не воспринимается как плагиат, и в тех же мелочах понимаешь, что произведение совсем другое — Гендальф, например, никогда не сказал бы, что-то вроде «Если мне понадобится загнать Фродо до смерти к Роковой горе, то я так и поступлю, лишь бы кольцо не досталось Саурону». Далее — насчёт очень большого объёма книг и частых описаний всего и вся, в том числе одежды каждого персонажа. Да, это есть. Но для меня это воспринимается не как искусственное увеличение «хронометража» книги, а скорее добавляет детальности, позволяет показать насколько богат мир на разные детали — это не тормозит сюжет, определенная динамика всегда есть, по крайней мере в первых двух книгах. Тем не менее, несмотря на толщину первого тома, мир более полно раскрывается, на мой взгляд, именно во второй книге, а также там даётся ряд ответов на очень важные вопросы, так что из-за этого первая книга воспринимается уж очень вводной — пожалуй, это и есть главный недостаток «Ока мира».

Также в новом издании от Азбуки появился новый пролог — «Вороны». И на мой взгляд он АБСОЛЮТНО не нужен и может подпортить первое впечатление — 30 страниц нам показывают героев совсем детьми как они играются в родной деревеньке — ощущение что это делалось скорее для тех, кто уже знаком с персонажами и решил перечитать этот цикл. Второй пролог на 9 страниц, который следует за первым, намного более важен как с сюжетной точки зрения, так и с динамической.

В заключении скажу, что книга мне очень понравилась как раз именно потому, что то, что я от неё ожидал, а именно — эпичность, дух классического фэнтези, ощущение приключения; я и получил, и если вы сами ожидаете увидеть это в книге — разочарованными вы не останетесь. В то же время, если вы ожидаете нечто другое, книга может разочаровать. Но в любом случае я бы посоветовал взяться за продолжение, потому что оно действительно вносит больше ясности и, учитывая, что в цикле 15 книг, это совсем не удивительно.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Робин Хобб «Сага о Видящих»

Serega_Kozopas, 24 января 2020 г. 12:08

Робин Хобб для многих противоречивый автор. Одним ее книги очень нравятся, другим не нравятся от слова совсем. Я решил прочитать Сагу о Видящих, первой трилогии («Ученик убийцы», «Королевский убийца», «Странствия убийцы») огромного цикла «Мир Элдерлингов» и решить на чьей я стороне.

Автор рассказывает нам о королевском бастарде Фитце Чивэле — он главный герой и от его лица ведется повествование. Фактически все происходящее это его записанные воспоминания, о чем нам намекают практически сразу и, несмотря на частое использование этого приема другими авторами, дает толчок в чтении. Уже в малом возрасте он попадает в замок Видящих — главной королевской семьи в Шести герцогствах (почти как Семь королевств в Песне Льда и Пламени). Здесь мальчик находит друзей, врагов и пытается найти свое предназначение в этом мире, где внезапно появившемуся Бастарду очень опасно жить.

Персонажи, которые окружают Фитца — отдельная удача Робин Хобб: они живые, в их мотивацию веришь, они очень разные и, поверьте, не раз вас удивлят. Баррич, Верити, Регал, Молли и, конечно же, Шут, пожалуй наиболее загадочный и яркий персонаж, достойный встать в один ряд с Глоктой Аберкромби и Тирионом Мартина.

Основное противостояние героев ведется с загадочной угрозой — пиратами на Красных кораблях, которые — вы наверно подумаете грабят и сжигают прибрежные города ? Нет, все гораздо интереснее и это, на мой взгляд, еще одна удача автора — я до сих пор не могу забыть слово «Перековка» и что оно делает с людьми и ни в коем случае не буду лишать вас удовольствия самим это узнать, но поверьте — здесь все оригинально, таинственно и... зловеще.

Как я уже сказал, это основное противостояние. Второстепенное (хотя это как посмотреть) происходит уже в замке, основному месту действия первых двух романов. Дворцовые интриги, подлости разных героев, тайны — все здесь, друзья мои, и если вы любите такое, разочарованным вы не уйдете. Здесь наш главный герой, подобно Гарри Поттеру, получает разные навыки, только то, как он их получает и для чего уже понятно из названий книг. Но также здесь есть магия — довольно оригинальная: Сила и Дар. Первая позволяет обмениваться мыслями с другими владеющими Силой, а также воздействовать и вредить разуму людей. Вторая позволяет общаться с животными, из чего следует что у нас здесь не только персонажи-люди, но и есть парочка замечательных персонажей-зверей. И это еще одна удача Хобб — все магическое здесь хоть и не бросается вам в глаза, но очень оригинально, подобно «Песне Льда и Пламени» Мартина.

Тем не менее, когда речь заходит о Странствиях убийцы, заключительной книги трилогии, не все так гладко. Уже из названия понятно чем она отличается от первых книг и чем главный герой в ней будет заниматься. Наш герой, в силу многих причин, отправляется странстовать и поначалу все идет хорошо — но уже ранее середины этой большой книги, сопоставимой по размерам с первым двумя вместе взятыми, начинает литься вода, то, о чем так часто говорят противники Хобб. Я знал об этой претензии с самого начала, но в первых двух книгах подобного я не замечал, они не стоят на месте, колесо крутится, открывая новые сюжетные повороты и новые локации, ведя к замечательным концовкам, после которых хочется тут же взяться за продолжение.

А в Странствиях убийцы, увы, за исключением начала — большая часть первой половины романа это топтание на месте. Вот Фитц пришел в деревеньку, познакомился с ее жителями, к нему подкатила девушка, но он ее отверг, и вот ночью он вспоминает о своей Молли, а на утро отправляется в новую деревню, прочитайте это предложение 10 раз и вы поймете о чем я говорю. Это не значит. что интересных событий нет, они есть, и ты искренне радуешься им, Хобб может прописывать динамику, но потом их сносит водопад излишней эмоциональности и просто неинтересных событий. К счастью, во второй половине, когда у нас собирается условная группа персонажей и они определяются с целью, начинается, можно сказать, поход Фродо к Роковой горе и вот тут уже, как говорится, завертелось. Жаль что к этому моменту нас очень долго подводят. Событий во второй половине столько, что, в принципе, они компенсируют первую половину романа. Тем не менее и здесь есть минус — когда происходит один из самых важных сюжетных надрывов всей трилогии, Хобб.... просто берет и за пару страниц рассказывает нам что было дальше. Это как если бы (именно в фильме) Фродо бросил кольцо в огонь Роковой горы, нам показали бы гору и постепенно отдаялясь от нее закадровый голос сообщил бы нам, что Фродо уехал к Эльфам, Сэм женился, а Арагорн стал королем, все, титры. А помните сколько времени понадобилось П. Джексону, чтобы показать завершение всех сюжетных линий на экране ? А здесь это не чувствуется, все примерно так и происходит, и глядя на первую половину романа я немного недоумеваю.

И все же. Это действительно отличная трилогия, очень оригинальная, с очень красочными, интересными героями, интересными конфликтами, загадочными и оригинальными силами, а также центральной темой, связанной с поиском себя, защитой того, что тебе дорого, и самопожертвованием ради общей цели.

Стоит ли читать ? Определенно — да

Идеальная ли эта трилогия ? Определенно — нет

Оценка: 8
– [  15  ] +

Джеймс Айлингтон «Тень ушедшего»

Serega_Kozopas, 15 июля 2019 г. 20:04

,,Тень ушедшего» Айлингтона оставила очень положительные эмоции после прочтения, хотя первые страниц 150 казалось что это ни чем не примечательное фэнтези. С чем это связано ? На мой взгляд, прежде всего с отсутствием внятной предыстории как мира (пролог, после которого хочется сказать только WTF не в счёт), так и главных персонажей. Главными героями у нас выступают троица подростков — Давьян, Вирр и девушка Аша. Все они мирно живут в школе магии, вроде Хогвартса. Но довольно скоро покидают её — на севере стоит Стена, которая сдерживает страшное зло и эта стена начинает слабеть — главный герой, являясь Авгуром, то есть своего рода могущественным магом с умением предсказывать будущее, может помочь ,,починить» эту самую стену. Так начинается его путешествие вместе с другом Вирром — Аша же остается в школе. Тут стоит пожалуй кратко углубиться в иерархию местной вселенной — есть божество Эл, 20 лет назад Авгуры, поклоняясь Элу, были у власти, но потеряли навык предвидеть будущее. Также есть одаренные — более привычные маги (считай из Варкрафта), без возможности предсказывать будущее. Обычные люди, разочаровавшись, после войны с магами пустили всех в расход, как орден Тамплиеров в своё время, и теперь одаренные вынуждены ходить с оковами на руках, которые не позволяют им применять свои способности против людей. В общем магом быть плохо. Авгуров же пытают и убивают, если находят. И есть ещё Тени — это одаренные , провалившие испытания в обучении или нарушившие договор по оковам. Они не могут пользоваться больше магией, а их лица обезображено в наказание чёрными полосками вен и используют их, в основном, как слуг. Аша, оставшись в школе, в ходе событий становится как раз таки Тенью и за ее дальнейшими событиями мы наблюдаем отдельно. Но и Вирра не стоит недооценивать — он ещё сыграет свою роль.

Начало романа не выделяет книгу чем-либо оригинальным — кажется, что это обычный квест из точки А в точку В, но когда к героям присоединяется Седэн — тот самый очнувшийся парень в лесу с амнезией — тут, как говорится, пошло и поехало: поворотов будет столько, что на пальцах не сосчитать. Впричем, учитывая что у нас здесь классическое фэнтези, повороты не в духе ,,Игры престолов» с её свадьбами. И это только радует — автор не зацикливается на чем-то одном: герои меняют цели, поток приключений порой сносит с ног, линия Аши не даёт в этом потоке захлебнуться и при этом делает мир романа более понятным и интересным, а чем дальше, тем больше развилок в повествовании...

Но все же можно было сделать более внятную предысторию героев, сделать больше глав в самой школе, а не практически сразу пускать героев на утек. Как по мне это важная деталь. Со временем , конечно, все встаёт на свои места — характеры проясняются, мотивы героев становятся понятнее, но это можно было, как по мне, заложить ещё в начале, по крайней мере основу. Порой перед героями легко открываются двери. Хотя то, что скрывается за этими дверями, в конечном итоге сглаживает этот факт.

,,Тень ушедшего» почти наполовину состоит из флэшбеков, видений, предсказаний, прыжков во времени и так далее — это очень важный элемент в повествовании книги, будьте к этому готовы. Авторский язык, несомненно, благодаря отличному переводу, очень приятен — читается книга легко. Персонажей, как основных, так и второстепенных, здесь хватает — событий, как и поворотов, много — именно на это и сделан главный упор книги, с чем она прекрасно справляется.

Все это в совокупности действительно заставляет ждать продолжения этой истории.

P.S: Как же лоханулся Аларис с теми тремя задачами...

Оценка: 8
– [  8  ] +

Эд Макдональд «Чёрные крылья»

Serega_Kozopas, 9 июля 2019 г. 20:49

Жанр Тёмного фэнтези сейчас твёрдо стоит на ногах, но в последнее время что-то с авторами мне не везло — последний кто порадовал был Глен Кук, который сделал для этого жанра тоже самое, что и У. Гибсон для Киберпанка. И вот я взял в руки роман Эда Макдональда — и остался доволен как черт!

Есть люди, а между ними — Глубинные короли, выступающие древним злом, что-то вроде Белых ходоков Мартина. И есть Безымянные, которые воюют с королями, помогая заодно людям — правда порой не так уж они и дорожат этими людьми. Так однажды в прошлом в ходе наступления королей Безымянные выжигают мощным оружием большой кусок местности, остановив их наступление..... и заодно спалив два людских города с тысячами жителей. Так родился Морок — что-то вроде Чернобыльской зоны отчуждения на стероидах, прямо как из игры Stalker: все здесь другое — небо, местность, земля смещается, ходят мутанты, бывшие людьми, разные твари и другие прелести адской пустыни.

Главный герой — Рихальт Галхэрроу — является капитаном подразделения ,,Чёрные крылья» и служит напрямую одному из Безымянных. Попутно он ходит в Морок, ловит дезертиров, шпионов — надо же на жизнь зарабатывать. Именно от его лица ведётся повествование — и это, мать его, прекрасно! Его мысли, замечания, чёрный юмор делают книгу живой, динамичной и это ей только в плюс. Помимо главного героя в романе представлен ряд второстепенных, из которых хочется выделить прежде всего Эзабет Танза: давнюю любовь капитана, которая даёт ему надежду на то, что не все ещё в его проклятой жизни потеряно. Вместе с ней Рихальт пытается разобраться с большим заговором, грозящим погубить людей.

Несмотря на аннотацию, основное действие происходит в центральном городе континента. В Мороке мы побываем всего два раза — и на мой взгляд автор поступил правильно: Морок действительно воспринимается как нечто опасное, к чему нужно основательно готовиться и где нужно быть постоянно настороже. Сущность этой страшной местности в романе неплохо раскрыта, а вот остальной мир не так хорошо — надеюсь в следующий романах автор уделит ему внимание. В городе же проходит детективная линия, которая является центральным для романа — почему враг напрямую подходит к нашей границе, а верха бездействуют ? На мой взгляд она получилась замечательной — хоть это и трилогия, этот роман в конце отвечает на все главные вопросы.

Читать Макдональда одно удовольствие — его стиль, острота, динамика разворачивающихся событий вскружают голову, будто пьешь вкусный коктейль. Это отличный, свежий дебют в жанре, который я искренне рекомендую любителям фэнтези!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Нил Гейман «Американские боги»

Serega_Kozopas, 5 июля 2019 г. 11:07

Американские боги Нила Геймана. Пожалуй одна из самых известных книг автора (если не самая) была куплена давно и по плану должна была быть прочитана гораздо позже, так как в том, что книга отличная я заранее не сомневался и успею ею насладиться позже.... Пока не начал покрой попадать перед сном по телевизору на одноименный сериал... И вот однажды я не выдержал и решил — Если книга такая же, то я выброшу её из окна восьмого этажа — начал читать и.... сомнения отпали: книга прекрасна.

Что было бы, если бы Боги существовали в нашем мире все это время — какими они бы были, как переживали технологический век, когда вековые традиции уступают место науке, технологиям, и зарождается что-то новое, что в итоге когда-нибудь приведёт нас к ,,Культуре» Иэна Бэнкса или ,,Академии» Айзека Азимова ? Понятное дело, что когда тысячу лет какое-нибудь племя поклонялись тебе и делало жертвоприношения, а потом вдруг уезжает, говоря что-то вроде: ,,Хмм, меня угостили американским гамбургером, вкусно... Может поедем в Америку, друзья ?» то что-то не так... И оставшемуся одному Богу нужно будет как-нибудь выкручиваться — может, найти работенку ? Например, потаксовать. А тут ещё и новые боги появляются — например Телевидения. Ведь у человечества появились новые традиции, вроде моей, посмотреть на ночь телевизор :)

Так и получается центральный конфликт произведения — между старыми и новыми богами, а где-то там наш главный герой — Тень, обычный парень, который вышел из тюрьмы и открыл для себя новый мир, а ведь всего-то и нанялся работать охранником у странного мужика с именем Среда — вот уж кто знал, чем это обернётся!

Гейман мастерски раскрывает персонажей — как людей, так и богов, как и основных, так и второстепенных. Последние так вообще на мой взгляд одни из лучших представителей в книгах вообще — Бешеный Суини, Хинцельманн, Чэд Маллиган, хотя мой фаворит конечно же Девушка с именем Сэм!!!)))

Кроме основной сюжетной линии Гейман между главами делает вставки, посвящённые отдельным богам — как они дошли до такого, как со временем люди перестали в них верить или наоборот, продолжать верить несмотря ни на что, как они оказались в Америке и так далее. Порой они очень интересные, а порой... не очень и сбивают темп повествования, на мой взгляд.

У книги очень ,,живой» язык, будто когда читаешь её — разговариваешь с веселым приятелем, и это ей только в плюс — читается она за счет этого отлично, рекомендую скрасить ею вечерок. И ещё раз подтверждает прекрасные знания Геймана в мифологии — отсылки к эпосам, богам, легендам тут и там. А чего ещё ожидать от автора ,,Песочного человека» ?

Оценка: 9
⇑ Наверх