Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «iRbos» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 14 июля 2011 г. 22:44

Всегда трудно писать что-то на вещи ставшие уже чуть ли не живой классикой. В интернете можно найти кучу рецензий на это произведение Алана Мура, весьма разнящихся по качеству. Но здесь будет только чисто мой субъективизм, разбавленный некоторыми фактами. Увы, пришлось отказаться от привычного для меня вето на обсуждение сюжета. Во-первых, его в принципе и так все знают, а во-вторых, без разбора некоторых сюжетных деталей сложно говорить об этом произведение. Так что ОСТОРОЖНО СПОЙЛЕРЫ!

Алан Мур и до выхода Хранителей был фигурой знаковой. Многие его работы в DC до сих пор считаются каноническими, но именно после Watchmen, на которых его вдохновил 1984 Оруэлла, он приобрел действительно культовый статус. Как и сам комикс (На сколько я знаю, словосочетание "Графический Роман" имеет с Муром мало общего. Это всего лишь рекламный ход маркетологов, призванный сломить ментальный блок многих людей, неодобрительно фыркающих при слове "комикс"). И ведь есть за что. Даже если не особо копать вглубь, то Хранители — это умное произведение о людях и феномене супергеройства. И в комиксе этот феномен подробно рассматривается с двух сторон. Первый взгляд — это Ополченцы (Minutemen) Небольшая горстка людей действительно избрала рисованный истории о Ламонте Кренстоне-Тени и Супермене за источник вдохновения и решила бороться с преступностью аналогичными методами. Здесь Мур рассматривает и моделирует подобное развлечение в рамках чистого реализма, когда ни у кого нет никаких сверх способностей и единственное, что отличает их от обычных людей — это отличный хук слева. Причем действительно моделирует, вплоть до мельчайших деталей. В Записках Под Капюшоном (под Маской), которые занимают всего-ничего от общего объема, все продумано с невероятной тщательностью: выбор костюма, психологические проблемы, маркетинг и PR, условности этой "профессии" и многое другое. Мур даже придумал в какую сторону пойду привычные комиксы, когда реальные герои устареют вместе с вымышленными. Вторая сторона — это собственно Хранители-Часовые-Watchmen. Которая уже в большей степени является карикатурой на привычных для того времени супергероев из комиксов (правда боюсь, что сейчас многих из них уже и не узнать, разве что косвенно, но общие архетипы остались) Ночная Сова II — Синий Жук (а не Бэтман, как всем казалось), Манхэттан — Капитан Атом, у остальных свои прототипы. При чем карикатура это хоть и весьма злая, один очерк из Нового Дозорного чего стоит, но все же приправленная неким налетом печали и грусти, когда человек отдает дань памяти героям своего прошлого, которые уже давно потеряли свой блеск. Карикатура-карикатурой, но думаю ни для кого не секрет, что персонажи в Хранителях выписаны просто блестяще. Подробно писать о личных завихрениях каждого мне кажется бессмысленно, все и так всё знают. Достаточно сказать, что за каждым из них стоит своя история и свои мотивы, а вороху тараканов в голове позавидует иной учебник по психологии, и даже второстепенным персонажам придается огромное значение. Хотя в Хранителях вообще нет второстепенных персонажей, Мур создал такую историю, в которой даже простой прохожий играет свою трагичную роль в общей пьесе. Вспомним хотя бы Макса Ши (Интересно каким далеким родственником ему приходится Майкл? :-)). Самолично появился всего лишь на двух страницах, но забыть его практически невозможно.

Копнем дальше и перед нами откроется мир стоящий на краю самоуничтожения, в котором обратный отсчет уже запущен и ничто не в силах его остановить. И этот мир потихоньку сходит с ума от ощущения неминуемого, ибо все абсолютно уверены, что конец близок, и главный вопрос лишь сколько времени осталось. Как следствие — массовые психозы, ведущие к повышению насилия, волна наркомании и просто шизофрения. Складывается ощущение, что этот мир стоя на собственном краю не просто боится, он еще и жаждет соскользнуть в это сладкое небытие, как итог начинает захлебываться в собственных нечистотах даже раньше, чем ракеты взмоют в воздух. Но самое страшное, что этот мир мог бы быть нашим сложись чуть по другому история. Ведь даже некоторые отвратительнейшие пришествия вроде убийства Китти Дженовезе взяты прямиком из нашей реальности.

Визуально Хранители выглядят привлекательно и очень живо (живее всех живых, хотя комикс этот даже старше меня), благодаря стараниям Дейва Гиббонса за отменный и действительно реалистичный рисунок и Джона Хиггинса, чье имя вообще редко услышишь при упоминание этого комикса, а ведь именно он дал ему такую необычную для своего времени цветовую палитру, которая тоже играет не последнее значение в произведение. Чтобы оценить именно художественную привлекательность комикса, достаточно лишь взглянуть на картины Марса, каждая из которых просится в рамку и на стену. Но при этом все таки самое главное, что в Хранителях Мур использовал весь потенциал комикса как формы на все двести процентов. Он будто фокусник демонстрирует нам всевозможные трюки и уловки, играет с подсознанием, делает все, чтоб комикс был по максимуму труден для восприятия и понимания всех деталей. Я признаюсь увидел такое впервые и сомневаюсь, что уловил все с первого раза. Но одно я понял точно: Хранители — это тот редкий случай, когда произведение всеобъемлюще именно в своей конкретной форме подачи, поскольку слилось с ней так, что отделить одно от другого вообще не представляется возможным. Мур мучает нас историями идущими параллельно в одних и тех же панелях, при чем каждая из них имеет свое конкретное значение, но так же при этом перекликается и ведет полемику с другой. Я думаю, все поняли что речь идет об леденящей кровь Истории Черной Шхуны. А как вам история Манхэттена идущая сразу во всех временах одновременно? И это еще самые простые моменты. Про визуальные цитаты, зеркальные главы и прочее можно найти в интернете, поэтому особо распространяться на эту тему не буду. Но иногда действительно чувствуешь себя Вейдтом, сидящим перед множеством телевизионных экранов и пытающимся усвоить всю льющуюся с них информацию. Единственное, на мой взгляд, стоит особо отметить самый оригинальный прикол от Алана Мура. По мимо всего прочего мы можем наблюдать в Хранителях так же одну интересную оптическую иллюзию. Так называемую, расфокусированную сетку Германа, когда на листе изображены черные квадраты разделенные толстыми белыми линиями, и, если не фокусировать взгляд, на пересечение этих линий начинают маячить черные круги. А так как страницы Хранителей в основном построены по принципу такой сетки, то черных круга там появляются регулярно. Не знаю, может быть я совсем параноик, но в определенные моменты вроде истории Роршаха или Манхэттена этот эффект становился особенно заметным, за счет использования более темной палитры во время происходящего, и слегка теребил границу сознания, создавая дополнительное ощущение нервозности и неудобство от прочтения этого и так не самого простого произведения.

Галерея. Весит много.

Последний взмах ментальной лопатой и все слои сливаются в невероятно мощном экстазе. Обострив конфликт до предела и поставив на кон саму человечность, Мур не просто спрашивает, он клещами вытаскивает ответы. Про героев, которых этот мир заслужил сполна, про обычных людей, чьи дела порой не менее значимы. Можно ли спасти мир и где весит прейскурант, по чем это удовольствие? Но самое главное: а стоит ли вообще этот Мир спасения, если ему и так невтерпеж узнать, что лежит за гранью бытия? Относительно нашего лично я не уверен, но по-моему для придуманного собой же Мур дал весьма красноречивый ответ, в виде залитых кровью часов, отбивающих полночь.

Вывод: Хранители — это безусловный триумф комикса как формы, при этом наполненный удивительно мудрым содержанием. Рекомендация к прочтению однозначно положительная, но вот для первого знакомства с комиксом как жанром, я бы его не советовал, уж слишком он тяжел для восприятия.

Примечания:

  1. Об экранизации. Сам познакомился с Хранителями через фильм Снайдера, поэтому отношусь к нему с особым трепетом. Но сейчас уже после прочтения оригинала, я понимаю, что взявшись за эту экранизацию Зак оказался в тупиковом положение, потому что трудно придумать комикс сложнее (в данном случае миссия невыполнима) для его переноса на экран. Но Снайдер с честью вышел из этой ситуации. Самое главное, он сохранил дух произведения и его основную мысль, а то что на выходе получились Хранители Снайдера, а не Мура, это не такая уж и беда. Как сказал сам автор оригинала, он от этого ничего не потерял, поскольку вы всегда можете прочитать его работу.

  2. О переводе. Перевод М. Юнгер вышедший в издательстве Амфора вполне пристойный, на мой взгляд, с точке зрения языка и адекватности самого перевода. Не идеальный конечно. Особенно много ошибок и неточностей в переводе различных имен собственных, сразу видно, что переводил человек весьма далекий от некоторых реалий западной комикс индустрии.

  3. На заметку. Первый раз прочитал в англоязычной массовой литературе более-менее реалистичный взгляд на события второй мировой и о том умышленном замалчивание роли СССР в победе над Фашистской Германией, которое происходит сейчас.

  4. Рекомендую так же прочитать дополнительные материалы вошедшие в западное Absolute издание, хоть и на английском. Узнаете много интересного. Если кого-то заинтересует, могу скинуть ссылку в личку или прикрепить здесь, по желанию.

P.S. После выполнения такой сложной задачи, о качестве исполнения которой судить вам, эта колонка пришла к выводу, что ей просто необходимы летние каникулы. Поэтому она приносит свои извинения, но до сентября что-либо в ней будет появляться редко и не регулярно. Тем более на следующей неделе у нас обещали +35.

P.P.S. Огромная просьба. Все люди не совершенны, поэтому, если не сложно, сообщайте о найденных в тексте ошибках и очепятках, а то я порой такие ляпы допускаю, что самому дурно становится.




Статья написана 5 июля 2011 г. 11:15

Изначально я думал, что писать придется об одной конкретной серии, а именно о Spectacular Spider-Man vol.2, поскольку выпуски Избранного от ИДК начинались именно с нее. Не совсем понимаю, что помешало им это сделать, ведь Spectacular на западе был задуман как нечто действительно грандиозное (прошу прощения за тавтологию) за счет соединения одного из лучших Марвеловских сценаристов — Пола Дженкинса и самых интересных художников, попутно разбавив это еще кое-какими старыми номерами для придания большего смысла. Составители из издательства Комикс пошли другим путем, которые оказался ничуть не хуже. Они просто включали в серию самые интересные сюжеты Дженкинса.

А теперь по подробнее.

Все-все-все обложки
Все-все-все обложки




Статья написана 17 мая 2011 г. 22:29

UPD. Как выяснилось это действительно все заявленные новинки, которые нас ожидают в ближайшем будущем.


Статья написана 22 апреля 2011 г. 21:55

Продолжая изучать английский язык и обкатывая свой новый плеер, решил опробовать аудиоспектакли на английском. Я вообще не очень люблю подобные развлечения, потому что быстро забываю услышанное, так что выбирал книги из когда-то прочитанных. И первой моей жертвой стал Волшебник Земноморья Ле Гуин созданная деятелями с ВВС. О самой книге говорить сейчас не буду, это требует отдельной статьи, просто поделюсь впечатлениями об услышанном.

А их масса. Я честно говоря был поражен услышанным. Мне попалась действительно выполненная с душой работа. Самое главное это правильная адаптация книги под формат аудиоспектакля. Все главные сюжетные витки на месте, хотя текст конечно подсокращен, но с этим ничего не поделаешь. Зато работа актеров и звукорежиссеров окупает все сторицей. Неподражаемая Джуди Денч в качестве автора и Майкл Мэлоуни в роли Геда, а так же плеяда действительно талантливых людей делает свое дело, заставляя вслушиваться и наслаждаться буквально каждой фразой. А от великолепного звуковое оформление мурашки не раз побегут по вашему телу. И при этом это займет всего лишь два часа вашей жизни.

Так что искренне советую читавшим книгу людям лишний раз познакомится с нестареющий классикой.

P.S. Для пробы приложу ссылку на первую из четырех частей. Если кто-то заинтересуется могу скинуть ссылку на торрент в личку или просто так переслать.




Статья написана 8 апреля 2011 г. 21:58

Что такое Город? Это бетонные коробки, дороги, парки, кафе, театры и кинотеатры? Или все же город — это люди, которые его населяют, со своими проблема, страхами, переживаниями, горестями и радостями? Для меня однозначно люди, и авторы судя по всему придерживаются того же мнения. Потому что во всем этом калейдоскопе городов и мест, через которых нам предстоит пройти вместе с Меган, главными всегда будут человеческие взаимоотношения, практически никогда не бывающие простыми, но составляющими основу нашего существования.

Как я уже упомянул выше, действие вращается вокруг Меган МакКеннит, бросившей все и уехавшей путешествовать в поисках себя. Но это не значит, что мы будем следить непосредственно за ней, потому что сюжет по сути представляет собой череду отдельных историй, в которых Меган может быть как главным действующим лицом, так и просто проходить мимо. И это поражает, ведь рассказываются иногда такие сильные истории, которые менее одаренные авторы могли бы растянуть как минимум на роман, тут же все умещается на 24 страницах выпуска (это без обложки и разных допов). При этом истории все разные, это может быть как легкая романтическая повесть, так и душераздирающее противостояние двух братьев или рассказ о существование и распаде музыкальной группы замаскированный под интервью, а может быть просто жизненная история с весьма неожиданным финалом, с одной строчкой в конце придающей всему произошедшему совершенно другую психологический окраску и наполняющую банальную рутину глубоким смыслом. За счет этого комикс получился очень многоплановым и наполненным весьма недетской философией, сквозь который лейтмотивом проходит становление личности Меган.

Брайан Вуд создал действительно эволюционирующую историю. Хронологически между каждым выпуском проходит приблизительно по году, что видно как по сюжетам выпусков, так и по поведению героини. Через многое пройдя и как перекати поле пошатавшись по свету, она постепенно превращается из взбалмошного подростка во взрослую и рассудительную женщину. Те кто сейчас подумал, что этот комикс предназначен прекрасной половины читающей аудитории, серьезно ошибутся, потому что подтекст происходящего абсолютно унифицирован и главное не зациклен на чем-то одном, хотя ближе к концу все сюжетные нити сводятся к семье Меган, что объясняет многие мотивы ее поведения и придают повествованию вид целостного и законченного полотна.

Но эта история не была бы на столько замечательной, если бы не рисунок Райана Келли, подаривший комиксу потрясающий визуальный стиль. Его манера рисования и черно-белая палитра создали действительно яркий (насколько это вообще может быть возможно для подобного цветового решения) оттиск реальности, а так же удивительно выразительных персонажей обладающих своей индивидуальность и запоминающихся моментально. Местами использовав отретушированные фотошопом фотографии реальных городов, в которых происходят события, он не только придал уникальную атмосферу для каждого места, но и создал подлинные визуальные шедевры. Однако важнее всего то, что в этом комиксе растет и прогрессирует все, потому что все подчинено истории, не стоящей на месте. И от номера к номеру немного меняется образ главной героини, а если это не ее история, то может даже в чем-то изменится стиль, хотя в глаза это и не сильно бросается. Единственный минус — это периодически проскакивающие панели сработанные на скорую руку: то пропорции нарушены, то слишком схематично нарисовано. Видно сказались сжатые сроки работы. Но в целом это всего лишь досадные мелочи теряющиеся на общем фоне.

Английский в данном комиксе был лично для меня достаточно сложным, особенно в начале, из-за обилия всевозможного сленга, а местами когда он еще и становился специфическим, как например при рассказе о музыкальной группе, у меня не редко бывали ситуации, когда я знаю все слова, но фраза в целом так и остается не понятной.

Что же касается возрастного ценза, то тут его наконец-то без зазрения совести можно поставить за содержание, а не за форму, хотя некоторый моменты эротические попадаются и здесь, а жестокость... Что может быть более жестоким чем реальный мир?

Подводя итоги. Я не могу гарантировать, что этот комикс понравится всем, но мне все же кажется, каждый сможет найти в нем свою историю, которая тронет какие-то струнки в его душе и не оставит равнодушным. Да и никогда не бывает вредным приоткрыть для себя другую грань жанра, в которой нет экшена и абсолютно ничего фантастического, но при этом она приковывает к себе внимание.





  Подписка

Количество подписчиков: 102

⇑ Наверх