FantLab ru

Все отзывы посетителя БорЧ

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Александр Санфиров «Князь Андрей Шеховской»

БорЧ, 26 мая 15:35

Опубликованный в сети роман «Мыколка» — явно первоначально автором задумывался как первая часть романа-эпопеи, в котором деревенского пастуха-дурачка из эпохи Николая I — внедрившейся в него инопланетный артефакт выведет в «карьере» на уровень «управленца» галактического масштаба. И явно неслучайно роман был издан «в бумаге» под названием «Начало звёздного пути»... и слово «звёздный» (явно в понимании галактических объектов) — здесь было ключевым.

Но, увы, второй книги (даже в сетевом варианте) не последовало, описание «карьеры» главного героя завершилось в книге его переводом с Кавказа в Санкт-Петербург и производством (императорским рескриптом) из корнетов в ротмистры. Как минимум две сюжетные линии в итоге остались подвисшими и завершённым роман назвать трудно — как-то явно напрашивается как минимум вторая книга.

Именно поэтому я вынужден был поставить роману всего лишь 7 баллов, а циклу — вообще лишь 5.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Алексей Волков «Городской охотник»

БорЧ, 29 ноября 2021 г. 01:47

Книга числится как внецикловый роман, но — судя по её концовке — явно напрашивается продолжение. Главный герой скрутил в бараний рог своего недруга из навьего мира, но (почему-то?) не стал его уничтожать; выяснил что его пропавшая жена жива, но чтобы её найти должен сначала подрасти их сын. Ну и как-то «зависла» сюжетная линия с помощником-референтом друга гл. героя, спасённым и спрятанным им в монастыре — этот персонаж автором достаточно хорошо «выписан» чтобы оставаться третьестепенным. Так что моя низкая оценка — обусловлена именно незавершённостью сюжета...

И должен обратить внимание читателей, что этот автор — Алексей Волков (отчество в книге не указано) — на Фантлабе числится как тёзка Алексея Алексеевича Волкова https://fantlab.ru/autor1843 но доподлинно это пока не выяснено, хотя на сайте ЛитМир https://www.litmir.me/a/?id=68 оба автора на единой странице

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Владимир Щербак «Малая война»

БорЧ, 6 ноября 2021 г. 13:22

Роман посвящен событиям у озера Хасан в 1938 году, именуемыми автором «Малой войной». Книга многими читателями и историками трактуется неоднозначно — настолько в необычной и оригинальной (если не сказать жёстче) трактовке событий автор представляет своё видение истоков и причин этой (как это определяют современные историки) «серии столкновений между Японской императорской армией и РККА» или, как это определялось историками эпохи СССР, — дальневосточного пограничного конфликта. В Японии же эти события именуются ещё более скромно: «инцидент у высоты Чжангуфэн» — вроде того, что чего уж там: всего-то полторы тысячи погибших с обеих сторон, да ещё 4.000 покалеченных...

Как утверждает режиссер и автор сценария Михаил Готенко, его телевизионный фильм «Хасанский вальс» (2008) создан именно под впечатлением от книги «Малая война» Владимира Щербака.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Владимир Щербак «Классика греет душу»

БорЧ, 6 ноября 2021 г. 13:22

Совсем коротенький юмористический рассказ-фантасмагория, в котором к автору, когда «в Приморье в ту зиму разразился жесточайший энергокризис, не было ни тепла, ни света», заглянул Н.В. Гоголь, который как раз собирался сжечь второй том «Мёртвых душ», — что и стал делать, не снимая шинель «из которой мы все вышли»... И логика про этом у Гоголя — безукоризненная: «Что же я буду жалеть «Мёртвые души», когда мучаются живые? Какой я христианин после этого?»

Но автор, глядя как стремительно и безвозвратно сгорают отдельные буквы и целые слова, — успел понять, что это ведь продолжение «Тяжбы», а не «Мёртвых душ»! И сделал для себя «оптимистический» вывод на будущее: «Ну ничего. В наш следующий энергокризис Гоголь обещал принести мне второй том своей бессмертной поэмы. Авось удастся что-нибудь прочесть. И погреться.»

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Юрий Брайдер, Николай Чадович «Лес Ксанфы»

БорЧ, 6 ноября 2021 г. 13:22

Примерно такая же основа сюжета, но только несколько с другим вектором его развития, — была в «Неукротимой планете» Гарри Гаррисона. Но у Гаррисона — это был развёрнутый сюжет с навсегда запоминающимися героями. Здесь же — просто коротенький рассказ, без какого-либо приключенческого экшена; можно сказать — просто некая «констатация факта» телепатического транслирования эмоций человека в биосферу, воспринимающей различные его эмоции как разнонаправленные раздражители. Ну и конечный вывод на тему: «Ах! Какие учёные всегда будут жестокими — из человека во все времена они готовы сделать подопытного кролика».

Увы, но особого впечатления на меня этот рассказ авторов, ставших уже классиками современной российской фантастики, — не произвёл.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Юрий Брайдер, Николай Чадович «Ищейка»

БорЧ, 6 ноября 2021 г. 13:21

Повесть из того очень короткого отрезка нашей постсоветской истории, когда, с одной стороны, — фантастику о нашей советской милиции уже стало можно писать и это уже не рассматривалось как антисоветская провокация; а с другой стороны — когда тематику «о милиции» издатели ещё считали востребованной и печатали.

Если обыденная бытовая жизнь обитателей небольшого провинциального городка сегодня в большинстве «не столиц» сегодня практически мало чем отличается от описанной в повести, то описание быта «той» милицейской жизни — уже кажется чем-то абсолютно «инопланетным». Хотя, как это не парадоксально, и многие образы, и многие их замашки — остались на своём рабочем месте.

Так что в целом — почти Реализм, хоть и с небольшой долей фантастического допущения. Но Реализм — действительно с большой буквы.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Новелла Матвеева «Не горюй!»

БорЧ, 6 ноября 2021 г. 12:47

Всего лишь одна коротенькая строфа из небольшого стихотворения, но даже и в ней уже целое поведенческое мировоззрение Матвеевой: «Дружище! Не горюй, что я — без премий: / В густой толпе, где всяк — лауреат, / Неплохо: отличиться между всеми / Отчётливым ОТСУТСТВИЕМ наград!». И сразу вспомнилась история как однажды при Ахматовой стали обсуждать, кому справедливо, кому не справедливо дали Сталинскую премию. «Оставьте, – сказала Ахматова, – их премия, кому хотят, тому дают».

Но вот в стихотворении, написанном через 30 лет, Матвеева с не меньшим сарказмом пишет уже о тех, кто осуждает «принявших премию» — Они и сами добрых дел не делают, / И деспотам их делать не дают.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Николай Тихонов «Баллада о синем пакете»

БорЧ, 3 ноября 2021 г. 22:06

На мой взгляд, это одно из самых сильных стихотворений начала 20-х годов ХХ века — ярчайшей эпохи героики «комиссаров в пыльных шлемах», когда коммунизм казался таким близким будущим. И, наверное, это одно из первых поэтических противопоставлений (а автор осознал это уже в 25 лет) — бойцов, отдававших свои жизни ради срочного доклада, и высоких советских чинов, воспринимающих это как должное: «Письмо в грязи и крови запеклось / И человек разорвал его вкось. / Прочёл — и о френч руки обтёр, / Скомкал и бросил на ковёр: / — Оно опоздало на полчаса, / Не нужно — я всё уже знаю сам.»

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Леонид Мунштейн «О чёрте лысом и всех его присных»

БорЧ, 17 октября 2021 г. 13:11

Андрей Валентинов в своём цикле «Око силы» пишет, что поэма впервые «была напечатана во Владивостоке еще в прошлом году (1920?), при последнем белом правительстве». Мне (к сожалению!) не удалось найти в сети весь текст, но для самого начала 20-х годов он (по приведённым Валентиновым двум строфам) звучал пророчески:

Я твердо знаю, что мы у цели,

Что неизменны судеб законы,

Что якобинцы друг друга съели,

Как скорпионы.

Безумный Вождь наш болезнью свален,

Из жизни выбыл, ушел из круга.

Бухарин, Троцкий, Зиновьев, Сталин,

Вали друг друга!

Автор прожил долгую жизнь, скончался в 80 лет. Брюсов писал о его творчестве: «Я читаю его часто. Меня всегда заинтересовывают его рифмы. Писать каждый день и давать не шаблонные стихи — это трудное дело». Эх, не хватит мне силёнок собрать в фантлабовскую библиографию тысячи коротких стихотворений и фельетонов «на злобу дня» («Клочков» по определению самого автора) опубликованных им в десятках газет под добрым десятком псевдонимов.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Елизавета Григорьевна Полонская «В петле»

БорЧ, 12 октября 2021 г. 15:18

В начале 1923 года Полонская написала поэму о самой что ни на есть современности: из эпохи НЭПа, когда, выражаясь тогдашним языком, мелкобуржуазная стихия захлестнула и часть революционной молодежи. Но даже влиятельному Воронскому напечатать поэму не удалось — ни в 1923-м, ни в 1924-м, ни в 1925-м. Весной 1924 о судьбе поэмы «В петле» Николай Тихонов так информировал Льва Лунца, умиравшего в Гамбурге: «Не берут в печать, потому что она левее левого». Ещё бы... с таким-то текстом:

«Медного Всадника вниз кувырком / Совлечем по гранитным ступеням

И поставим Другого, с выпуклым лбом, / Шахматиста народных смятений.

В пиджаке на граните он будет стоять, / Исподлобья коситься на звезды,

И дети грядущего станут играть / В новом мире, который он создал.

...

Трудно стало в городе жить! / Слишком много добра понабрали...

Только / Не для бедняков, / — Помнишь, как мы голодали?

...

Полюби меня немножко, / Молодца! / Подарю тебе сережки / С мертвеца!

Ловкий парень их сработал / Не для барынь с позолотой!

Для такой же, как и я! / Для дерьма да для голья!

Революция еще не кончена! / Пусть погоняются с гончими!»

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Алексей Константинович Толстой «Послание к М. Н. Лонгинову о дарвинисме»

БорЧ, 12 октября 2021 г. 14:51

Хочется дополнить прекрасный отзыв StasKr одной из 22-х строф стихотворения. Прекрасный образчик «хулиганства классика» русской литературы: «Полно, Миша! Ты не сетуй! / Без хвоста твоя ведь жопа, / Так тебе обиды нету / В том, что было до потопа».

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Пламен Митрев, Андрей Белянин «Веслом по фьорду!»

БорЧ, 28 мая 2021 г. 12:27

На 90% согласен с резко отрицательным отзывом mak-grou. А 10% скидываю лишь на то, что несколько не согласен с его мнением, что текст книги сопровождается не менее бессмысленными стишками типа: «И я свирел в свою свирель, И мир хотел в свою хотель.» — т.к. это строка из «поэтических экспериментов» В. Хлебникова... и не мне судить об удачности его экспериментов...

И в целом как-то у меня закрадываются сильные сомнения о правильности помещения этого романа в библиографию Белянина... На фантлабовской странице этого издания:

— в содержании указано совершенно верно — перевод А. Белянина (остаётся добавить, что в библ.описании на обороте титула Белянин указан не только как переводчик, но и как редактор). А на тех.странице в конце книги — Белянин вообще не упоминается.

— на обложке же Белянин фигурирует (без всяких оговорок) как соавтор. Я на 100% уверен, что это сделано тупо (или остро и сознательно!) для стимуляции розничных продаж.

=====

ЗЫ: Заполнять жанрово-тематический классификатор по этой книге — я даже и не возьмусь. Но точно что указал бы в первом разделе Жанры/поджанры, что это никакое и не Фэнтези, а чистой воды Психоделика (Нечто странное и безумное).

Оценка: 4
–  [  7  ]  +

Алексей Плещеев «Травка зеленеет…»

БорЧ, 11 мая 2020 г. 13:46

Сидя практически безвылазно почти 2 месяца в четырёх стенах на самоизоляции от коронавируса и видя весну лишь из окна — так и хочется вынужденно переиначить это хрестоматийное стихотворение, памятное с дошкольного возраста... Листья зеленеют, солнышко блестит... а травку с 12 этажа — нифига, увы, не видно! А хочется-то не листьев издалека, а (не поймите меня превратно) именно травки живой — из рук понюхать...

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Александр Дэорсе «Военкомат»

БорЧ, 3 мая 2020 г. 08:06

Забавная зарисовочка, из моей молодости — эдакой знакомой ситуёвиной повеяло... И действительно... почти (как пишет в своей аннотации сам автор) правда... Однако, можно сказать — «фантастической составляющей» — является то, что за всего-то 2 часа, с 9.00. до 11.00. — ни в каком(!) военкомате в реале ИМХО невозможно отродясь было успеть «пробежаться рысью» вот по такому кругу: «поругался с глав врачом... Захожу к психологу... Был у Невропатолога... был у хирурга, окулиста пропустил... Зашел к окулисту с другом... Зашел к психологу... дал мне написать маленький тест..., я написал..., он прочитал... пришёл и привел генерала... заставили писать тест повторно!!! Написал... генерал... сказал, что даже он так тесты не писал... отправили отжиматься, чтобы подумал как надо писать!!!»

Как говаривал Станиславский: «Не верю!»... такой расклад по времени — чистой воды — сюрреализм с психоделикой))) Разве, что образ генерала — на 100% реален. Лаборанты, как правило и в массе своей — не верящие на слово, — могут убедиться, прочитав на стр. автора — http://samlib.ru/d/deorse_a_a/woenkomat.shtml Объём совсем небольшой, читается без напряга...

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Евгений Шепельский «Письма дону Руате Эсхорскому (жлобная пародия)»

БорЧ, 2 мая 2020 г. 16:44

Пародия, не требующая аннотации — для читателей (не совсем уж чуждых фантастическому жанру) уже из названия всё сразу становится вполне себе ясно: про что и откуда уши («вепря Гы» — гы-гы) растут. Хотя — в целом — эта псевдо-эпистолия вряд ли может претендовать на шедевральность, но «про телескоп» — получилось забавно)). Объём совсем небольшой, доступно на стр. автора http://samlib.ru/s/shepelxskij_e_a/parodija2.shtml Читается без напряга...

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Виктор Жуков «Встречи в будущем»

БорЧ, 30 марта 2020 г. 14:15

Научно-фантастическая поэма, написанная в Эпоху первых космических полётов. Именно в Эпоху, которая продлилась всего-то 10-15 лет, а потом полёты превратились уже в обыденность жизни страны. Именно как сказано в этой поэме: «В старину эпохи делились на века, / А теперь века — на эпохи...» Уже в 1971 году — когда меня принимали в комсомол — я, увы, не смог сходу ответить на вопрос: «Кто из наших космонавтов сейчас на орбите?» Теперь твёрдо могу сказать, что это был Рукавишников... но многие ли теперь помнят этого дважды Героя Советского Союза и первого гражданского(!!!) командира космического корабля?...

Ну а что касается самой поэмы: я не побоюсь поставить её в один ряд с самым романтическим произведением из всей советской фантастики — «Икар и Дедал» Генриха Альтова, которое явно догматически классифицируется как «рассказ»... я всегда считал, что это песня в прозе, поэма, былина, к которой ближе всего — «Песня о Буревестнике», напрочь убитая в сознании моего поколения её школьной зубрёжкой

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Сергей Константинов «По полю танки грохотали…» «Попаданцы» против «Тигров»

БорЧ, 25 марта 2020 г. 19:09

На первый взгляд — судя по аннотации — рядовой «попаданческий» опус с подсознательно ожидаемым читателем шапкозакидательством от «бравого» геймера, который оказался на Великой Отечественной войне и будет (непременно должен!) громить фашистов чуть ли не голыми руками...

Но меня СРАЗУ и совсем на другой лад настроили строки авторского предисловия: «При написании этой книги автор использовал воспоминания о реальных событиях реальных участников Великой отечественной войны. В тексте книги имена реальных участников событий из этических соображений изменены, однако автор считает необходимым упомянуть и настоящие имена героев, отдавших свою жизнь за Родину. Так, эпизод, посвященный сражению в Ровно 28 июня 1941 года, написан на основе найденных записей П. Абрамова и А. Голикова. В книге они выведены под именами Василий Оськин и Михаил Петров. Эпизод, посвященный противостоянию танка КВ танковой группе полковника Рауса, написан с использованием воспоминаний командира 4-й танковой боевой группы из 6-й танковой дивизии 41-го моторизованного армейского корпуса вермахта (Kampfgruppe Raus) полковника Э. Рауса. Экипаж тяжелого танка КВ-1 погиб в пяти километрах от Расейняй, у деревни Дайняй. Это – Ершов Павел Егорович, Смирнов В. А. (полное имя и отчество неизвестны), воин с инициалами Ш. Н. А. и еще три человека, идентифицировать которых не удалось. Известно только, что из шестерых погибших двое были офицерами. Сейчас они похоронены у деревни Дайняй. Эпизод уничтожения «тигров» танками «Валентайн» описан в воспоминаниях Железнова Николая Яковлевича; к сожалению, фамилии танкистов, принимавших участие в этой операции, неизвестны. Известно лишь, что они являлись бойцами 7-го мотоциклетного батальона 30-го Уральского добровольческого танкового корпуса 4-й танковой армии. Это произошло 23 или 24 марта 1944 года в районе города Скалат».

Ещё раз подчеркну: ...«воспоминания о реальных событиях реальных участников Великой Отечественной войны...»

И действительно: книга оказалась не ретро-шапкозакидательской приключухой, а достаточно хорошей литературной обработкой воспоминаний реальных ветеранов Великой Отечественной войны. При этом автор достаточно-удачно «организовал» и логику им придуманного сюжета, происходящего в наше время — он служит некоей логической канвой «погружений» героев в эпоху Войны. Таким образом, я склонен считать, что это очень неплохая попытка «реанимировать» (популярным ныне сюжетным ходом «Наши в прошлом») военную тематику о реальной истории Великой Отечественной войны.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Алексей Переяславцев, Михаил Иванов «Длинные руки нейтралитета»

БорЧ, 24 марта 2020 г. 00:55

Абсолютно непонятно с какого такого переляпа две книги этого цикла оказались изданными в серии «Наши там». Ну, если только чтобы сделать замануху для любителей повествований с таким сюжетным ходом. Даже из аннотаций ясно (хотя кто ж нынешние аннотации всерьёз читает — когда они или явный спойлер, или врут безбожно), что обе книги скорее про «Они у нас». Ну, не считать же всерьёз, что «наши там» — это про неоднократно упоминаемого (но в книгах так в сюжете и не поучаствовавшим) некоего Професа, который в ино-мирье магов побывал, произвёл фурор своими вовсе не магическими знаниями, а потом неизвестно куда сгинул и теперь разыскивается благодарными учениками...

Хотя терзают меня смутные сомнения, что этот самый Профес — герой цикла «Негатор»... Но про попаданцев в магические миры я читать не шибко люблю, предпочитая, что «наши там» — это наши в нашем же прошлом. Тут или действительно можно найти пищу для размышлений, или уж — на худой конец — поржать вволю над авторскими ляпами...

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Олег Анатольевич Филимонов «Злой среди чужих»

БорЧ, 13 марта 2020 г. 19:18

Книга была издана ещё в октябре 2013 года... Заканчивается она на моменте, когда гл. герой освоился в новых для себя краях и достаточно прочно «врос» в новое для себя общество канадских переселенцев. И — вот тут-то(!) — он встречает наших соотечественников, бежавших из разгромленного хозяевами-инопланетянами российского анклава. Однозначно видно, что автор планировал продолжить рассказ о приключениях Сергея Вадбольского на планете Геката... но... увы... И лишь в своём комментарии от 05.05.2017 Олег Филимонов пишет: «Взялся писать после большого перерыва. Перечислять причины застоя не буду, и про новые романы в сериях сказать ничего, пока, не могу...» Но и после этого — читатели всё ещё (за 2,5 года!) не дождались даже первых глав нового романа(( Увы в квадрате(((

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Александр Ярославский «На штурм вселенной»

БорЧ, 6 февраля 2020 г. 15:29

Это стихотворение, написанное одним из основоположников литературного течения «биокосмизма», — можно с уверенностью назвать Гимном Биокосмистов. Оно просто «дышит» революционной Эпохой, о которой спустя 20 лет Михаил Кульчицкий напишет: «...и коммунизм опять так близок — как в девятнадцатом году». Вот лишь две строфы из этого Гимна (или даже Манифеста) Биокосмистов:

«Вперед! Осада Марса!.. — / Венера уж взята! — / Прыжок земного барса / Мирам не сосчитать!..

И гимн Биокосмистов / За млечные пути, — / Торжественно-неистов / Восторженно — летит!..»

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Новелла Матвеева «Нерасторжимый круг»

БорЧ, 6 февраля 2020 г. 15:28

На первый взгляд — это достаточно «странный» сборник... С одной стороны в нём нет стихотворений, которые раньше уже не были бы опубликованы. Причём опубликованы, в подавляющим своём большинстве, даже и не в периодике, а в более ранних сборниках (в т.ч. в солидном томе в 536 страниц «Избранное» 1986 года) Новеллы Матвеевой — т.е. это не «сборник новых стихов», который бы «пробивал» сам автор... да и в целом не в её характере это было.

А с другой стороны: для 1991 года, когда издательствам «рамки самостоятельности» в формировании издательского портфеля были уже существенно расширены (хотя и стоит отметить, что этот сборник сдан в набор 18.12.89. подписан в печать 18.12.90.), для издательства подчинения Госкомиздату РСФСР (т.е. — читай: обеспеченного и полиграфической базой, и фондами на бумагу) и при цене 70 копеек на книгу автора у которого и более ранние стихотворные сборники (тиражами 20-50 тысяч) не то что «не залёживались» на прилавках книжных магазинов, а часто практически до этих прилавков и не доходили — тираж 10.000 экз. может вызывать лишь недоумение...

Видимо, что всё «просто» и это яркий пример уже начавшегося «перераспределения благ»: из плана сборник вообще выкинуть ещё не рискнули (хотя и тянули по максимуму — ровно год от сдачи в набор до подписания в печать), но обрезали тираж, чтобы что-то издать по «коммерческим ценам» и «за откат»...

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Новелла Матвеева «"Устаёт мой слух, когда из крана..."»

БорЧ, 6 февраля 2020 г. 15:28

Очень коротенькое стихотворение — по сути дела: всего лишь одна строфа... Но сколь точно сказано об утомительной нудности несущественных мелочей по сравнении с чем-то действительно и по-настоящему значимом и великом: «Устает мой слух, когда из крана / Капельками падает вода. / Между тем, от шума океана / Я бы не устала никогда.» — вот, собственно говоря, и всё стихотворение...

Но сколь это ёмко и красиво сказано! Вот уж действительно: краткость — сестра таланта! И у меня есть стойкое ощущение, что стихотворение-то это не столько о «неисправности водопровода», сколько о сравнении уровня творчества неких авторов начала 60-х годов...

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Новелла Матвеева «Элегия»

БорЧ, 6 февраля 2020 г. 15:28

Стихотворение представляет собой некий «авторский взгляд» Новеллы Матвеевой на творчество и жизнь Сергея Есениеа. Предшествует стихотворению эпиграф — есенинская строфа: «...Я и сам сегодня / Чтой-то стал нестойкий: / Не дойду до дому / С дружеской попойки...». Но Матвеева пытается развенчать этот «миф», созданный Сергеем Есениным о себе: «...Или вдаль не с той горы гляжу я? / Или вижу скрытое от всех? / Не сманить тому ничьей подруги, / Не пробиться да на твердый шлях, / Кто, один, / Среди полночной вьюги, / Обнимает дерево в полях...»

Можно, конечно, сказать, что это мол-де «женская логика»... Но, как мне кажется, в стихотворении больше острой боли, чем попытки найти или создать какую-то «логику»...

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Андрей Величко «Кавказский принц»

БорЧ, 3 февраля 2020 г. 12:16

Небольшое уточнение к указанным на этой странице альт.названиям цикла: неофициальное название «Дядя Жора» он получил у поклонников творчества автора; в некоторых изданиях серии «Фантастический боевик» — цикл называется «Инженер». Таким образом, — эти названия не являются «авторскими».

Первые пять книг цикла — можно было бы посчитать почти завершённым романом-эпопеей; однако сюжет пятой книгой был явно не завершён, — слишком много осталось вопросов, ответы на которые читателям хотелось бы получить. А вот дальнейшие романы — «Гости незваные» (2011) и «Остров везения» (2016) — с одной стороны в достаточной мере завершают все сюжетные линии... Но с другой стороны — автор в эпилоге романа «Остров везения» создал себе возможность продолжить жизнеописание жизни дяди Жоры (а заодно и его дочери, и Императора с его сыном) ещё лет эдак аж на восемьсот, причём времени не абстрактно-исторического, а их персонально-личного времени...

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Константин Самойлов «Если завтра война»

БорЧ, 3 февраля 2020 г. 12:11

Долго я ждал, когда же, наконец-то, можно будет прочитать не только первую книгу этого цикла... Ведь вторая книга: «Харьков 354-286 2» — у автора на его стр. сайта журнал «Самиздат» находится в стадии «Заморожено» аж с 2013 года... Увы, так и не дождавшись второй книги, прочитал первую — т.к. понадобилось определиться покупать ли её (коли она вдруг подвернулась совсем дёшево) «в бумаге». Решил, что покупать не буду, ведь сюжетно это явный «первый этаж многоквартирного долгостроя».

Наверное, в 2008 году, когда роман был автором выложен в сети, — я бы счёл его сюжет интересным, но даже в 2012 году (когда роман был опубликован «в бумаге») оригинальностью или размахом повествования роман уже особо-то вряд ли мог поразить... Ну а уж в 2019 году — остаётся после прочтения лишь чувство недовольство явной оборванностью сюжета, видимо автор уже и в 2013 году не знал, что с этим сюжетом далее делать... Да так его и забросил(( А первоначально-то задумано было — эпично и с размахом...

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Валерий Николаевич Ковалёв «Волчья стая»

БорЧ, 28 октября 2019 г. 13:27

Повествование мне показалось достаточно слабым... Роман начинается с главы, в которой немецкий офицер, где-то на побережье Северного ледовитого океана убивает из засады сразу и наповал(!) одной-единственной короткой(!) очередью из шмайсера (так в тексте) белую медведицу, сторожко идущую со своим медвежонком. Можно,конечно не вдаваться в детали, что мол де непонятно, имеет ли ввиду автор модификацию MP-41 (которую действительно разрабатывал Хуго Шмайссер, но так и не принятую на вооружение Вермахта) или «вооружил» персонажа MP-38 / MP-40 (к которым Шмайссер фактически отношения не имел)... Но(!) суть в том, что пистолетный патрон всех Maschinenpistole имел эффективная дальность стрельбы — всего-то 75-100 метров, а останавливающее действие 9-мм пули «работает» на дальности лишь до 200 метров. Но это «останавливающее» — имеется ввиду на человека, а никак не на громадного белого медведя. А затаиться охотнику за торосом — так чтобы осторожная медведица с медвежонком подошла почти вплотную и не учуяла (во льдах!!!) опасный запах оружейной смазки и самого человека, пропахшего сигаретным дымом — это, как говаривал Станиславский: Не верю!». Следующая сцена романа — тоже анекдотична: добытое свежее мясо немецкий офицер отдаёт на склад «для собак», а сам отправляется обедать мясными консервами.

Далее я читал роман с изрядным и естественным скепсисом (особенно непонятно зачем «приплетённую» автором сцену, где эскимосы собираются ловить сетью кита) — и читал-то, что называется, «по диагонали». Создалось впечатление, что книга написана где-то на уровне «военные приключения для семиклассников»... им же, видимо адресованы многочисленные сноски-примечания, объясняющие кто такой Канарис и что такое Красный крест.

Единого сквозного сюжета (и гл. героя) у романа нет, есть некая «мозаика» рассказов про боевых дельфинов-подрывников, фашистов на заполярных островах и в джунглях Амазонки, подготовку тер.акта в Тегеране, как итальянцы подорвали «Новороссийск» в Севастополе и т.д. Не берусь утверждать, что все эти истории только лишь «развесистая клюква», но после первой сцены «Охота со шмайсером на медведицу» — всё остальное уже как-то потеряло для меня ощущение реального исторического действия.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Александр Ледащёв «Самурай Ярослава Мудрого»

БорЧ, 28 октября 2019 г. 13:27

По первым главам — казалось, что это вроде бы всего лишь рядовое «попаданческое чтиво»... Но книга, в отличии от слишком многих в этом жанре, где во главе угла стоит «голый экшен», — приятно удивила неплохим авторским языком и, главное, очень уважительным отношением к славянской мифологии. Автор не делает из образов домового и других ино-сущностей ни «злобных пугалок», ни «сказочных дурачков», ни «помощников-тимуровцев», а (если можно так сказать) очеловечивает их и придаёт им (да простят меня люди верующие) душу и даже какую-то душевность.

Что касается сюжета: роман (с одной стороны) выглядит как законченный — гл.герой «нашёл своё место» в новом для себя мире и определился в нём со своими жизненными приоритетами. Но (с другой стороны) внутренняя хронология повествования — это всего лишь примерно три месяца и у героя впереди может быть (если автор так решит) целая жизнь...

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Владимир Щербак «Жизнь, отданная людям»

БорЧ, 26 октября 2019 г. 17:59

Биографический очерк о русской революционерке, члене партии «Народная воля» Людмиле Александровне Волкенштейн (1857-1906), участвовавшей в подготовке убийства в феврале 1879 года харьковского губернатора князя Д.Н. Кропоткина. После совершения теракта она скрылась за границей, но через три с небольшим года по поддельному паспорту вернулась в Санкт-Петербург, где была арестована по доносу и предана военно-окружному суду. Это был знаменитый «Процесс 14-ти», где среди осуждённых были три женщины, в том числе и Вера Фигнер.

Была приговорена в 1884 году к смертной казни через повешение, от подачи прошения на помилование категорически отказалась, но по Высочайшему повелению смертный приговор был заменён отбыванием наказания в Шлиссельбургской крепости. В 1896 году по случаю коронации Николая II она была освобождена из Шлиссельбургской тюрьмы и отправлена через Одессу на Сахалин в ссылку, где поселилась у доктора Н.В. Кириллова и, имея фельдшерское образование, стала работать в Корсаковской больнице и заведовать аптекой. Уже в 1902 году она (вместе с приехавшим к ней супругом) переехала во Владивосток, где в 1906 году погибла у здания штаба Владивостокский крепости — куда толпа пришла требовать освободить арестантов, но была встречена пулемётным огнём и разбежались.

Это я всё к тому, что нужно обратить внимание: очерк был опубликован в 1978 году — и столь явной (в моём изложении) линии на несоответствие террористического убийства одного из высших сановников России с дальнейшей, не самой уж тяжёлой, судьбой героини очерка (как-то не вяжущейся со зверствами «кровавого самодержавия») в очерке не прослеживается... Но подтекст-то, для умевших во времена торжества социалистического реализма читать «между строк» и помнящих (часто на личном опыте) как советская власть вела дела «несогласных» с её «единственно-верной» политикой, — был для читающих достаточно очевиден...

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Фред Адра «Автобаса возвращается»

БорЧ, 26 октября 2019 г. 17:58

Чисто израильская хохма о том как долго (но результативно) еврей-психотерапевт (а может быть — и не психотерапевт, а просто обычно-рядовой еврей) может морочить (и таки заморочить) голову еврею-водителю (а может быть и не еврею).

Но вот чтобы такое «прокатило» в стране «родных берёз» — это была бы чисто-нереальная фантастика...

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Сергей Ольденбург «Предисловие к сборнику "Индийские сказки"»

БорЧ, 13 апреля 2019 г. 17:10

Наверное, читательское отношение к всякого рода Предисловиям за годы «торжества социалистического реализма» — сильно изменилось... Думаю, что в начале ХХ века целью предисловия было скорее создать для читателя определённый атмосферный настрой, а не тривиально заинтересовать потенциального покупателя тупо выложить деньги... И уж совсем никак не «разъяснить с партийно-литературной точки зрения» как ему, читателю, надо — руководствуясь «Кратким курсом ВКП(б)» или «Историей КПСС» — понимать что он далее будет читать и как это должно коррелировать в читательском миропонимании с ведущей ролью рабочего класса (если речь уже о после-петровских временах) или, на крайней случай, — с борьбой против крепостничества угнетаемого царизмом трудового крестьянства....

Ну а если серьёзно — то вот разве такой волшебный текст в предисловии: [i]«Тамъ, далеко за морями, садится солнце. На поля, на деревни ложатся сумерки. Погасъ закатъ и быстро, точно невзначай, наступаетъ тьма. На небѣ, чуть видными блестками, зажигаются звѣзды. День окончился, знойный и трудовой. Всѣ ищутъ отдыха и прохлады, но накаленная земля пышетъ жаромъ и горячая постель не даетъ желаннаго покоя. Вся деревня еще на ногахъ и вокругъ домовъ въ деревнѣ точно жужжаніе пчелъ: идутъ безконечныя бесѣды, тянутся длинные разсказы...»[/i] может ли рука подняться назвать сухим, канцелярским словом «статья» — текст, написанный на такой «ноте»?..

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Вадим Давыдов «Всем смертям назло»

БорЧ, 30 марта 2019 г. 14:39

Сразу хочу подчеркнуть, что отзывы, написанные на первый роман этой трилогии — крайне однобоки, т.к. их авторы явно и читали-то только первый роман трилогии, которая представляет собой единый роман-эпопею и читать её кусками — занятие явно неблагодарное. Зато, читая трилогию целиком и без отвлечения на другие книги, — можно в полной мере оценить достаточно сложо-построенный сюжет: события 1940-1941 годов — описываются в первой половине первой книги и в последней половине третьей, остальное занимает описание жизни г.г. в 10-х — 30-х годах ХХ века. При этом: история мира становится альтернативной нашей реальности — именно благодаря действиям г.г. Лишь в последних двух главах трилогии она явно-альтернативна, а по остальному тексту мне неоднократно приходилось убеждаться (порывшись в сети), что автор пишет о событиях вполне реальной истории, нотя на эти события точки зрения различных историков и могут очень сильно разниться.

Трилогия в целом — достаточно интересная попытка подвести под российскую (да и обще-европейскую) историю некую материалистическо-мистическую (как это не парадоксально звучит!) основу: что душа человека — это наследственный «информационный пакет», записанный (пока неизвестным науке образом) и постоянно само-обновляющийся на неком газовом носителе, растворённом в человеческом теле. И этот «пакет», в зависимости от действий человека в течении всей его жизни, набирает результирующий заряд (плюс или минус — не моральный, а абсолютно физический), который или притягивается, или отталкивается к/от нашей Земле, имеющей положительный заряд. Души людей общественно-полезных, чьи устремления направлены на мир и всеобщее благо, — тоже несут «плюсовой знак», такие души отталкиваются от планеты, устремляются в космос и становятся тем, что мы называем «светом Вселенной»... а то и вообще новыми звёздами. Души же людей злонамеренных — стремятся к центру Земли, где (по мнению людей верующих) располагается Ад. Раскаяние, покаяние — могут означать в т.ч. реорганизацию инфо-пакета души, его переосмысление и смену результирующего заряда.

А ещё — автор достаточно интересно попытался «сконструировать» некий вариант крипто-истории от времён Христа и до середины ХХ века. Вполне убедительным получилось сюжетное построение, основанное на том, что разделение единой Церкви на Византийско-Православную и Римско-Католическую (в реал.истории официально оформившееся в 1054 году) было следствием уничтожения ещё в 751 году династии Меровингов, когда Пипин Короткий остриг (а государи Меровейской династии с рождения не стригли волос, считая себя «назореями» — посвящёнными — Господу) и заключил в монастырь Хильдерика III. После чего Папа Римский Стефана III сделал Пипина Короткого основателем династии Каролингов на франкском престоле. И всё бы это смотрелось как тривиальная «кадровая перестановка»... если бы не то, что Меровинги вели свою родословную (неважно мифически или реально, но по признанному в ту эпоху «общественному мнению», ныне считающимся Римом ересью) «от крови» Иисуса Христа и почитались Царским Родом — и их «гражданская власть» воспринималась церковью как угроза её «духовному авторитету». Эту (в целом исторически-реальную) смену династий автор описывает довольно подробно, но при этом роман написан скорее всё-таки для читателей, которым не надо разжевывать: что Шумерское царство — несколько древнее Первой династии правителей Древнего Египта; что Аккадское государство и Аркадия — не только не одно и тоже, но даже и «не брат и сестра»; что современное официальное христианство, основанное на четырёх канонических книгах от евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна — уже никогда не признает апокрифические Евангелия с катарскими, альбигойскими и прочими «ересями»...

А далее, проводя династическую линию от Дагоберта-Меровея через Рёрика Ютландского к варягу Рюрику, автор подводит читателя к мысли о краеугольном камне российской государственности — дальше цитирую по тексту книги: «стихийному язычнику, каким являлся каждый христианин в историческом смысле ещё вчера, мысль о том, что его судит если не сам Бог, то его, по крайней мере, близкий родственник, должна была чрезвычайно импонировать [...] Иисус, помнится мне, из рода царя Давида происходит? Давид же у нас царь. [...] То есть главная идея — не столько Иисус, сколько, опять же Царский Род.» И далее следует «зеркальный вывод» — что убийство в 1918 году царской семьи (которые тоже имели по-крови линию рюриковичай) — это тоже не тривиальная «кадровая перестановка», а заговор против не только Царского Рода, но и «Крови Христа». Можно бесконечно долго спорить с такой трактовкой... но читать книгу, прослеживая логику её сюжетных построений — безусловно интересно.

Ну и что касается главного героя этого романа-эпопеи: он действительно «безмерно крут» в борьбе и с людьми и «тёмными сущностями», практически неуязвим для любых на него воздействий и очень быстро становится понятно, что в итоге он будет Победителем. Так что читателям-циникам, любящим критиковать историко-романтические сказки, читать эту трилогию я не советую — категорически это им будет душевно противопоказано.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Андрей Ерпылев, Алексей Алексеевич Волков «Песчаная война»

БорЧ, 30 марта 2019 г. 14:39

Военный боевик о начале гражданской войны на Ближнем Востоке (события происходят в азиатской части Египта) с присутствием, в качестве фантастического элемента, — эпизода с атомной бомбардировкой Израиля. Правда авторы оставили «за кадром» название страны, нанёсший этот ядерный удар.

Как известно, в реальной истории массовые выступления так называемой «арабской весны» начались в Тунисе 17 декабря 2010 года, вместе с началом Второй Жасминовой революции. Уже за ней последовали события в Египте (января-февраля 2011 года) и удар (20 октября 2011 года в Ливии) авиацией НАТО по одиннадцати военным машинам Каддафи, после чего он был убит в результате самосуда захватившими его в плен повстанцами. Судя по тексту книги, описываемые в ней события происходят явно до начала каких-либо волнений: и в Египте, и в соседних с ним странах. Жаль, что нельзя понять: при публикации «в бумаге» (апрель 2014) — написана ли книга до или после начала реальных событий на Ближнем Востоке и в Африке.

Ну и отдельно должен сказать, что концовка книги — достаточно сильно скомкана: у основной группы русских туристов злоключения закончились, но остались как-то «подвешенными» и жизнь двух героев, оставшихся на побережье; и судьба Вояки, который непонятно вообще куда и как вдруг исчез...

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Новелла Матвеева «Страна Дельфиния»

БорЧ, 26 марта 2019 г. 20:57

Александр Городницкий писал: «Помнится, в 1974 году, впервые попав в Австралию, в Мельбурн, на борту научно-исследовательского судна «Дмитрий Менделеев», и сойдя на берег, я обратил внимание на небольшой остров, темневший на горизонте напротив порта, и спросил у своего спутника как он называется. «Остров Кенгуру» — ответил он. Я вздрогнул от неожиданности, поскольку всерьёз полагал, что имя это, как и «Страна Дельфиния» — сказочная выдумка из любимой мною песни Новеллы Матвеевой. Так удивился бы человек, которому вдруг показали реальный Лисс или Зурбаган...»

Однако, (уж простите за мою въедливость) приходится уточнить, что у Новеллы Матвеевой в стихотворении «Страна Дельфиния» фигурирует всё же не остров Кенгуру, а город Кенгуру.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Новелла Матвеева «Кузнечики и жуки»

БорЧ, 26 марта 2019 г. 20:57

Вот сижу и думаю: писала ли это стихотворение Новелла Матвеева только лишь как для малышей (и действительно ли уже в современную нам эпоху?) и, что называется, некая аналогия «случайно проскользнула» на подсознательном уровне... Или это стихотворение многие годы пролежало «в столе» — ведь очччень здорово можно было во времена СССР огрести неприятностей за невинный (с сегодняшней точки зрения) финал стихотворения: «...Ладно, сказочники, грезьте! / Мы пойдём другим путём, / И, глядишь, на новом месте / Прутик СВОЙ себе найдём! — / Есть многие на белом свете прутики / Есть многие пути и перепутики...»

Думаю, что «рождённые в СССР» мои аллюзии поймут без труда!..

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Новелла Матвеева «Сонет в защиту Марианны»

БорЧ, 26 марта 2019 г. 20:57

Стихотворение было написано, что называется, «на злобу дня»... Премьера мексиканского телесериала «Богатые тоже плачут» состоялась на (тогда ещё советском) Центральном телевидении 18 ноября 1991 года и в течение четырёх дней шёл пробный показ 8-ми первых серий — по будням, утром и вечером. После этого показ прервали, так как руководство теле-канала посчитало, что сериал не имеет зрительского успеха. Однако от телезрителей последовали массовые письма-просьбы «вернуть» сериал на экраны и показ возобновили 21 декабря. Закончился показ этого «сериального марафона» почти через год — 26 ноября 1992. «Богатые тоже плачут» стал вторым латиноамериканским сериалом, показанным в СССР — после «Рабыня Изаура» (Бразилия), который состоял из 248 серий по 23 минуты каждая.

Миллионы телезрителей следили за судьбой теле-героини, а тысячи критиков обвиняли руководство телевидения в «намеренном отуплении населения страны»... Новелла Матвеева в январе 1995 года завершила свой сонет «В защиту Марианны» строфой: «Ах! Марианна примитивна!» — бунтуют снобы. Им противно, что здесь без грязи обошлось. А запусти в них неучтиво сплошной похабщиной, — небось, в ней не увидят примитива!..»

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Новелла Матвеева «На острове Пасхи»

БорЧ, 26 марта 2019 г. 20:57

У Новеллы Матвеевой встречаются стихи с искрой фантастической «сумасшедшенки» — как, например, и это стихотворение... А как ещё прикажете воспринимать вот такой авторский взгляд: «А по-моему, идолы острова Пасхи — / Это шахматы двух исполинов. / И один исполин подарил их другому, / Проигравшись и землю покинув. / А другой исполин, / Заскучав, перепрыгнул / В полпрыжка на другую планету / И топорных друзей своих каменноликих, / Как вчерашнюю — бросил — газету.»

А может быть — это и не просто отдельно-фантастический образ, а обыденно-фантастический образ авторской мысли в целом?.. Ведь стихотворение завершается так: «Поручусь: Иппокрена, и Пан, и Сирена / Достоверны, как сода и соя. / Чудеса не обходят меня, — / Ибо верю / (Не всему и не всем, но) / Во всё я [...] в Историю до Мезозоя / И в Поэзии чудо босое.»

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Екатерина Некрасова «Миф»

БорЧ, 24 марта 2019 г. 15:10

Достаточно забавная авторская трактовка мифа о Персее и Медузе Горгоне ...

А почему бы и не поверить?.. Ведь сколько лет вся наша страна свято верила, например, в реальность кино-сцены психической атаки офицерского полка капелевцев на Чапаевскую дивизию... Ага, вот уж подлинное торжество киношного эклектизма — «белые цепи» щеголяют почему-то в мундирах марковского полка, но с кокардами и шевронами корниловцев, да ещё и под развёрнутыми махновскими знамёнами чуть ли не с бахромой от плюшевой скатерти. А ведь когда фильм «Чапаев» снимался — ещё многие современники были вполне себе живы и вполне не в маразме. Недаром сказано, что мы живём в стране с непредсказуемым прошлым.

А от легендарных времён Персея и Горгоны — вон сколько веков прошло и кто же теперь-то скажет как оно было... или хотя бы могло бы быть?

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Александр Афонин «Склад»

БорЧ, 24 марта 2019 г. 15:10

Совсем коротенький рассказик и, можно сказать, практически без какой-либо особой фантастики — и гораздо более фантастически-восхитительная хренотень творилась порою на складах полу-умерших военных частей в «весёлые 90-е». Что «фантастично» тут — так это разве что полная экономическая (с точки зрения не только гос.политики и гос.бюджета, но и традиционных во все времена «распила и отката») абсурдность хранения и технического содержания мобильных криогенных «гробов» для членов брежневского Политбюро...

Вот уж, действительно, где и в чём «фантастика» — так это годами «башлять бабло» на хранение нетленных телесов этих реликтов. Да такие раритеты в конце 80-х загнали бы «налево» ещё наши доморощенные пионеры-кооператоры, не дожидаясь «прихода рынка» на бескрайние просторы СССР — ведь на полном серьёзе в те годы один наш рассейский политик предлагал продать Китаю забальзамированное тело Ленина — сразу вместе со всем Мавзолеем и научно-исследовательским институтом, его обслуживающим.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Наталья Резанова «He is gone»

БорЧ, 24 марта 2019 г. 15:10

Настоятельно не рекомендую читать этот рассказ почитателям творчества Шекспира, ибо в этой версии «нэ так усё было» — они наверняка найдут и натяжки сюжета, и несоответствия каноническим образам.

Впрочем, если у этих гипотетических почитателей наличествует чувство юмора, то и они вполне могут признать, что тут история Гамлета пересматривается весьма изящно и довольно непротиворечиво. И, в конечном итоге, оказывается гораздо более похожей на правду эпохи, где правят бал «жестокий век, жестокие сердца», чем красивая, с флёром романтики, история, изложенная «Вильямом, нашим Шекспиром».

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Александр Ройфе «Хорошего понемножку»

БорЧ, 24 марта 2019 г. 15:10

Сколько раз уже в науке оказывалось, что то, что «не может быть, потому, что не может быть никогда» совершенно реально существует, не смотря на уверенное отрицание «его» всем научным сообществом. И вот сегодня даже крупные учёные то ли в шутку, то ли всерьёз говорят, что Удача (она же Вероятностная матрица Континуума) может оказаться не только физической единицей нашего мира, но и определённо должна является некой «постоянной-переменной». Иначе почему в жизни белая полоса всегда сменяется чёрной, а вслед ей обязательно вновь начинается белая. Но на всякую физическую величину, коли она не константа, можно как-то воздействовать.

Вот и в этом рассказе черезчур хитрые инопланетяне попытались «отделить зёрна от плевел» и свою самую чёрную полосу «втюхать» наивным жителям планеты Земля. Только вот оказалось, что если каким-то образом вдруг убрать все «чёрные полосы» — то тоже в итоге ну совсем ничего хорошего не получится.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Анатолий Дроздов «Запасной мир»

БорЧ, 23 марта 2019 г. 18:43

Создалось такое впечатлений, что либо из первоначального авторского текста книги издательством в 2016 году был выредактирован))) какой-то кусок (а может быть и вообще часть сюжета), либо сам автор несколько запутался (возможно от перерыва в написании романа) в политической географии Земли XXII века. И поэтому фраза из издательской аннотации: «На просторах Евразии возникла новая империя, простирающаяся от Европы до Японии» — как-то... эээ... несколько противоречит (мягко говоря) сюжету романа: «приёмный сын императора, русский офицер Иван Нагайкин» — он приёмный сын императора, который трудится «где-то в Европах» (Брюсселе?), а Россия в романе — существует как-то сама-по-себе, имеет (как-то вроде?) свои войска... И не очень понятно какуя-такая(?) Империя «от Европы до Японии» появилась в XXII веке..

Но, не смотря на эту «непонятку», роман читается «легко и непринужденно» и не вызывает какого-то отторжения — вполне занимательный фантаст-экшен. Вот только... неприятно, что на Фантлабе книга (пока?) числится как внецикловый роман, хотя финал — в сильной степени провисает по сюжетной линии: да, гл.герой вроде как одержал некую временно-локальную победу, но он вполне осознаёт, что вместо уничтоженных им врагов-злодеев очень скоро придут с Земли их «сменщики» в ещё больших количествах и не в пример более подготовленные.

P.S. Кстати и сам автор на своей странице сайта Журнал «Самиздат» ещё аж в марте 2016 года написал: «Продолжение планируется, и работа над ним начата. Но дальше все будет зависеть от спроса на книгу». Будет достаточно обидно, если продолжения читатели так и не увидят!

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Валентин Берлинде «Земля викингов»

БорЧ, 23 марта 2019 г. 18:42

Судя по всему, дебютный роман автора является первой книгой предполагаемого цикла, но весь вопрос хватит ли автору «запала» достаточно долго описывать приключения своего героя — ведь первая книга это всего-то пара-тройка лет сюжетного времени, примерно с 16-ти летнего возраста гл.героя.

Хотя роман опубликован «АСТ» почему-то в серии «Историческая фантастика. Эпоха империй» — в нём абсолютно нет ничего хоть сколь-нибудь относящегося к фантастике, чистой воды классический реализм в историко-приключенческом жанре — не то что «попаданчества», а хоть бы ведьма какая была с предсказанием великой судьбы или хоть домовой какой-нибудь завалящий...

При чтении может сложиться впечатление, что автор «замахнулся» на романизированную биографию Вещего Олега — сподвижника князя Рюрика и регента его малолетнего сына Игоря — но вот указанный в буквально первой строке 963 г. н.э. это подозрение сразу перечёркивает.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Олег Таругин, Татьяна Философ «Код власти»

БорЧ, 23 марта 2019 г. 18:42

...и опять я «купился» на то, что на фантлабовской странице единственного издания этого романа указано: «Внецикловый роман»((( Так что пускай мой отзыв послужит неким предостережением читателям, предпочитающим (извините за тавтологию) завершённость в романе/цикле сюжетной линии.

Строки из издательской аннотации: «на пути могущественной мегакорпорации встала девушка — прикомандированная к штабу Второй ударной группировки Военно-космического флота журналистка Лика Бачинина. Именно ей предстояло разгадать таинственный Код власти.» — изрядно лукавит... Лукавит и о том, что «на пути ... встала» — она не столько встала, сколько попала как «кур в ощип»: каждый раз она оказывается «не там и не тогда» (что полезно для журналистки, но крайне рискованно для жизни) и каждый раз её лишь чудом спасают случайно оказавшиеся рядом или космо-десантники, или резидент разведки Космофлота, или супер-крутой спецназовец. Лукавит аннотация и в том, что «ей предстояло разгадать таинственный Код власти» — возможно, что и предстоит, но только вот не в этой книге. Последняя глава заканчивается чем-то вроде того как «хорошие парни» наконец-то вплотную приблизились к загадке межзвёздной войны, развязанной Межпланетной Финансовой Корпорацией — открыли так долго разыскиваемую «дверь в тайну» и теперь недоуменно, с единственной мыслью — а что же над дальше-то делать, — всматриваются в темноту.

Думаю, что по прошествии уже около десяти лет со времени написания этого романа — крайне сомнительно, что автор возьмётся писать его продолжение. Так что за подвисший (на полном скаку) сюжет я вынужден поставить роману самую низшую (по моей шкале) оценку. Ниже — у меня оценка бывает только если произведение вызывает чувство брезгливости/гадливости, но такие я никогда не читаю более чем в размере нескольких страниц.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Юрий Корчевский «Лекарь»

БорЧ, 23 марта 2019 г. 18:42

Фраза в биографии автора: «Перед написанием очередного романа автор скрупулезно собирает исторический материал» — вызывает у меня достаточно сильные сомнения... Учитывая, что автор (как опять же указано в биографии) работает врачом-урологом, — я не буду пытаться критиковать описанные им полостные хирургические операции, блистательно проведённые гг. во времена правления отца Петра Первого. Особенно, когда гл.гой, имея лишь немудрёных хирургические инструменты и сваренный «наглазок» (так и хотелось написать — сбадяженный) в самогонном аппарате эфир ухитряется поставить на ноги пациента после удаления раковой опухоли (пусть и без метастазов), охватившей уже треть желудка.

Но вот первоначальное «вхождение в эпоху» гл.героя — оно явно не укладывается в реалии эпохи «попадания» гл.героя. Крестьянин, едущий в одиночку на телеге сквозь густой лес, — скорее за топор ухватится, а не отнесётся «со всей широтой русской души» и не возьмётся подвезти до города даже просто незнакомца, вылезающего из кустов. А тут ещё незнакомец и в очччень странной одежде из явно чуждых миру крестьянина материалов, да ещё и без(!) шапки — это ж — по всем приметам — не человеце добрый, а навья морочь из-за Крома явившаяся... Ну и совсем смехотворен «вход в лекарскую профессию» гл.героя — получается, что тривиальный вывих плечевого сустава был для тех времён практически «травмой несовместимой с жизнью»... И ,кроме нашего «славного попаданца-лекаря», некому в (немалом и по тем временам) городе Владимире было помочь богатому купцу вправить руку... Смешно... при археологических раскопках погребений даже и Х века — неоднократно находили скелеты с зажившими (т.е. читай — вылеченными) переломами рук-ног... а тут вывих какой-то плёвый.

Как говаривал великий Станиславский: «Нет! Не верю!»((( И достаточно высокую (по моим меркам) оценку ставлю только за то, что роман

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с возвращением гл.героя обратно в наше время

вроде бы не должен иметь много-книжного продолжения.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Новелла Матвеева «Народ»

БорЧ, 22 марта 2019 г. 16:13

Прекрасная иллюстрация на тему «особого отношения» многих «западников» к России. Вся суть этого стихотворения уже в его первой строфе: ...У новеньких историков, однако, / Бирон «хороший» и Гапон «хороший», / Харон — «хороший»... / Только русич — «бяка».

Собственно говоря, уже этой первой строфы было бы достаточно чтобы быть самостоятельным, сюжетно-завершённым стихотворением. Но завершающая стихотворение строка — сегодня актуальна как никогда: Ни свергнуть, ни лишить нас жизни вечной, / Ни заменить, ни выдумать – нельзя нас!..

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Евгений Агранович «Какая ошибка»

БорЧ, 22 марта 2019 г. 16:12

Много ли можно сказать о 14-ти строчечном микро-рассказе, кроме того что это почти фантастический рассказ... Действительно: издайте тоненькую книжечку стихов семинаристу, которого гнетут издёвки однокашников и презрительные поучения наставников; организуйте маленькую выставку акварелей начинающего художника, затейте аукцион его картин — ведь это всё будет совсем недорого...

Думаю, что на Фантлабе не надо уточнять — насколько могла бы от таких «мелочей» альтернативно поменяться история ХХ века...

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Евгений Агранович «Пешеход давит автомашину»

БорЧ, 22 марта 2019 г. 16:10

Сегодня подобный фильм-короткометражка классифицировался бы как социальная реклама. Написан этот мокро-сценарий был по заказу Госавтоинспекции. Сюжет: некто в чёрном приносит розочку на кладбище... автомашин. Вот его жертва — расплющенный «Москвич». Человек нахально перебегал дорогу. «Москвич», чтоб не задавать его, — свернул на левую сторону... Совесть заела пешехода...

Евгений Агранович в своих воспоминаниях пишет, что генерал-заказчик, не тронув ни одной буквы, подписал сценарий в производство.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Дмитрий Светлов «Норманн»

БорЧ, 21 марта 2019 г. 12:31

Обычно считается, что цикл романов — это несколько книг с достаточно внятным завершением сюжета в каждой из книг. Так что эти четыре книги — правильнее было бы называть романом-эпопеей, т.к. они имеют явно единый неразрывно-сквозной сюжет. Читать их иначе как с первой книги и далее всё последовательно (и желательно: подряд и не отвлекаясь на какие-то другие произведения) — никакого смысла не имеет.

Но вот что неприятно — так это то, что и последняя четвёртая книга (2013 года издания и о продолжении, увы, автор молчит) сюжет никак не завершает — в ней Норманн одерживает очередную победу над войском кочевников... и дальнейший сюжет остаётся в подвешенном состоянии. Поэтому, поставив книгам по 8 баллов за достаточно интересно изложенную (хоть и весьма спорную — и говорить о ней в отзыве будет явным спойлером) трактовку русской истории, — весь цикл в целом я оценил (пусть это и несколько парадоксально) лишь на 6 баллов.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Иван Кошкин «Илья Муромец»

БорЧ, 21 марта 2019 г. 12:30

Теоретически, этот роман можно было бы отнести к альтернативной истории — ведь не было нашествия на Киев 80.000 войска половцев! А ещё его можно отнести к русскому фэнтези — супер-разумный конь Ильи Муромца, читающий античных авторов в подлиннике и пересказывающий эти тексты русским богатырям, — смотрится, что называется, феерично...

Но всё это не более чем натяжки совы на глобус — поэтому, наверное, вернее всего действительно использовать издательский подзаголовок «Богатырская сказка». Действительно — богатырская, действительно — сказка... но даже — прям и верить хочется...

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Павел Мамонтов «Бойцовый Кот»

БорЧ, 21 марта 2019 г. 12:30

Как говорится: природа не терпит пустоты, а свято место пусто не бывает... и, если сам автор тянет с продолжением явно не законченного цикла, — то появляются авторы, пытающиеся «вписаться» в незавершённое повествование. Слава Богам, что Павел Мамонтов не стал делать приквел-вбоквел к приключениям гл.героя Мазина, а просто ввёл в «мир Стратегии» своего героя — Андрея Казакова, приход которого в Игру по внутренней хронологии цикла (ставшего уже межавторским) происходит вскоре после завершения третьей книги Мазина.

Гл. герой Мамонтова, хоть и получивший статус игрока в мире викингов, предпочёл «жить, учиться и работать»)) в мире «Умирающая земля», т.е. мире пост-апокалипсиса с последствиями ядерной войны: жуткими био-мутантами, войнами банд-кланов и всеобщим сталкерством-мародёркой как средством обеспечения жизненных потребностей. Гл. герой, как и герой Мазина, страстно мечтает выйти на второй уровень своего мастерства и, похоже, ему это удаётся уже в конце первой книги (в отличии от героя Мазина, получившего 2-й уровень лишь в конце третьей книги).

Ну и необходимо сказать, что роман Мамонтова — имеет явно подвешенное сюжетное завершение и надо ждать вторую книгу цикла «Андрей Казаков».

Оценка: 7
⇑ Наверх