Аркадий и Борис Стругацкие ...

Все отзывы на произведения Аркадия и Бориса Стругацких



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 4206

  Страницы: ««(–25)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 55 56 57 58 [59] 60 61 62 63 . . . 81 82 83 84 85   (+10)»   (+25)»»

«Понедельник начинается в субботу»
–  [ 3 ]  +

volkman, 28 июля 2005 г. в 01:40

Ежели вполне обычный студент из еще менее «обычного» физ-тех-мат вуза чудом попадает в атмосферу хорошего исследовательского института, то эта повесть — именно то самое ощущение, которое он испытывает. Кому повезло — тот узнаёт и вспоминает, остальные домысливают, прикалываются, смеются или скучают — штука достаточно случайная. Да это и есть прикол, или серия приколов хорошего писателя, который сумел вписать несколько математических и физических парадоксов в «обычную» жизнь столь же «обычного» учреждения.

Оценка : 9
«Сталкер»
–  [ 3 ]  +

Ruddy, 26 июля 2005 г. в 22:37

После прочтения «Пикника на обочине» вызывает дикий хохот, уж извините. Понятно, что сценарий, но уж так... =)))))))

Пафосно и эксцентрично. А Сталкера так вообще в не знай каком лице показали . :-[

Оценка : 7
«Пикник на обочине»
–  [ 3 ]  +

Maximus Lenter, 29 июня 2005 г. в 09:10

Очень занимательная история, но что-то в ней не хватает, на мой взгляд нужно было больше про саму зону рассказать! А так Стругацкие рассказали ещё одну интересную историю ,которых у них в запасе очень много!

Оценка : 9
«Обитаемый остров»
–  [ 3 ]  +

Юрик, 26 июня 2005 г. в 21:06

Самое лучшее из того, что я читал у Стругацких — замечательный сплав приключений и мыслей, сюжета и идеи. Однозначно десятка.

Оценка : 10
«Сказка о Тройке — 1»
–  [ 3 ]  +

NDar, 24 июня 2005 г. в 19:35

Занудно, не особо смешно и малоинтересно.

Оценка : 5
«Повесть о дружбе и недружбе»
–  [ 2 ]  +

wertuoz, 20 мая 2024 г. в 17:55

Могу смело заявить, что таких Стругацких я ещё не читал. Это снова литература больше подростковая (как и «Экспедиция в преисподнюю»), но тема и антураж, которые в ней присутствуют — это определенно что-то новое в творчестве АБС. Перед нами тема сновидений, тема искаженного восприятия, игры воображения, когда читатель сразу должен принять определенные правила и допущения, соглашаясь с которыми окунается в чужое подсознание, где главный герой хочет доказать самому себе, что он настоящий друг и не бросит в беде того, кто нуждается в помощи. Вся основная канва произведения — это испытания главного героя на прочность: он проходит испытание на смелость, на выносливость, на логику, соблазнами (соблазн Андрея Т. — это филателия), а так же на верность (на дружбу). И все эти этапы, а произведение определенно разбито на вполне ощутимые этапы, Андрей проходит самым изощрённым и изобретательным способом, проявляя свой характер, ум и волевую выдержку. Собственно попробую остановить мысль на некоторых из них.

Отдельного внимания заслуживает персонаж Конь Кобылыч, рождённый в подсознании мальчика антагонист, который постоянно пытается ему мешать. Причем желание остановить пацана и способы это сделать увеличиваются на протяжении сюжета. Изначально он предстает добродушным спасителем, который помогает главному герою и ненавязчиво намекает на то, чтобы вернуться назад (проснуться). А затем пытается маскироваться под других персонажей, пытаясь переубедить Андрея в намерении преодолеть очередное сложное препятствие. В конечном итоге он идёт на открытую агрессию, испортив мальчику рацию, которая на протяжении всей истории выступала в качестве напоминания о высшей цели — спасти друга Генку. Довольно пугающая и мистическая фигура, которая олицетворяет внутренние отрицательные человеческие черты, то, с чем каждый из нас пытается бороться на протяжении всей жизни. Вот и здесь Андрей побеждает Коня Кобылыча, который так же являлся для него ещё одним испытанием в череде других.

Испытание на логику и знания, проводимые ВЭДРОм (компьютер, который призван загадывать загадки и проверять испытуемого на знания), имеет наверное самое оригинальное решение. Логическая ловушка, в которую Андрей загоняет искусственный интеллект — это довольно популярная загадка-парадокс о всемогуществе («может ли бог создать такой камень, который не сможет поднять») — которую я не раз встречал в популярной культуре (фильмы, игры, книги) во все возможных вариациях и интерпретациях. В философии есть даже целое направление о полемике на эту тему, получившее развитие в парадоксе Рассела. В данной истории она приходится к месту и проявляет способность главного героя нестандартно мыслить, да и просто авторами обыграна забавно.

Испытание соблазном — так же одно из самых запоминающихся и самых ярко прописанных. Тут в тебе ненароком проснется внутренний филателист, даже если ты им и не был никогда. Довольно подробно описан каждый штрих этой предметной области, каждая деталь, которая даёт понять, почему собственно люди находят смысл в коллекционировании марок. Но как и многое другое в человеческой жизни, подобное хобби может сделать из страждущего коллекционера фанатика, который забудет о том, что марки (либо что-нибудь другое, что человеку нравится коллекционировать) — это просто бумажки, ценность которых ограничивается их изначальным предназначением. Это осознает и главный герой, проходя испытание с честью. После пробуждения он даже готов расстаться со всей своей коллекцией в пользу Генки, ведь в его жизни есть вещи намного этого важнее.

Именно мысль о том, что в жизни есть вещи намного важнее, чем какие-либо человеческие пороки (зависимости от чего либо, комплексы или недопонимания) — это сквозная мысль всего произведения, ассоциирующаяся в сознании Андрея с песней Окуджавы «Барабанщик», повествующая о чем-то неимоверно светлом, что можно привнести в свою короткую жизнь, созидая и изучая окружающий мир. Довольно сильная мысль, которой не помешало бы вооружиться всем нам.

Оценка : 7
«Шесть спичек»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 19 мая 2024 г. в 01:00

Сборник ранних произведений Стругацких совсем не похож на их более поздние творения, ибо в те времена братья находились в активном поиске своего стиля, зачастую откровенно копируя стили более маститых коллег по перу. Мне лично эти произведения сильно напомнили Варшавского с Гансовским, а отчасти — Альтова (Альтшуллера). Впрочем, больших претензий у меня по стилю нет — скорее, я даже считаю его более соответствующим веяниям того времени. Позднее писатели немного подпортили его, ввязавшись в свое знаменитое противостояние с Главлитом. Да и тематика их произведений сдвинулась в сторону «социалки», что уже само по себе почти исключает научно-приключенческую составляющую. А без нее фантастика мало чего стоит...

Из произведений сборника мне особенно понравились повесть «Извне», ставшая для меня почти что шаблоном «контактной» фантастики, да пара последних рассказов — «Частные предположения» и «Поражение» (первый — за очеловечивание космической экспансии, а второй — за акцентированную роль прошлого в вопросах построения будущего). Остальные произведения так же неплохи, но большой моральной нагрузки в себе не несут, а потому бесполезны в вопросе воспитания читателя на примере литературных героев.

Оценка : 7
«Поражение»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 18 мая 2024 г. в 20:43

В преддверии межзвездных полетов земляне проводят испытания различных кибернетических систем, которые должны оказать существенную помощь будущим исследователям дальних миров. Одно из них описывала новелла «Испытание СКИБР», а данная история — о финальном испытании Кибер-яйца, или эмбриомеханического устройства МЗ-8. Будучи сброшенным на чужую планету, оно, подчиняясь заложенной внутри него программе, развернется в особую конструкцию — от примитивного гаража до обитаемого купола на несколько человек. Тем самым сделав практически ненужной профессию космического десантника...

Всё просто бывает только в сказках и проектах. А жизнь всегда умудряется всё усложнить, вставляя палки в колеса прогресса. Вот эта история Стругацких о том же. Само ее название уже подсказывает читателю, что героям не удастся достигнуть желаемого на практике. Причина, с одной стороны, окажется вполне прозаической, но заставит нас задуматься о том наследии, что мы оставляем своим потомкам. Естественно, речь идет о наследии со знаком «минус» — в противном случае испытание закончилось бы полным успехом. А так в душе остается крайне неприятный осадок от очередной глупости, которую люди допустили на одном из этапов своей длинной истории. Глупости, которая помешала будущему в реализации его экспансионистских планов. Что называется, «связь времен» в отрицательном контексте. Если мы не сможем в будущем от подобных глупостей избавиться, никакого будущего у нас, людей, вообще не будет.

-----------

РЕЗЮМЕ: история о том, как историческое прошлое смогло нанести удар светлому будущему, провалив весьма важные научно-технические испытания.

Оценка : 8
«Бедные злые люди»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 18 мая 2024 г. в 00:37

На одной из примитивных планет произошел дворцовый переворот: умудренный опытом сын сверг своего неумирающего отца, которого охраняли всемогущие ангелы. Но расплата за содеянное зло не заставила себя долго ждать — и теперь уже против нового царя была организована очередная смута... Маленькое по объему эссе о справедливости возмездия и настоящей цене прогрессорства. Да-да, без последователей Руматы здесь никак не обошлось! А откуда, по-вашему мнению, явились те самые ангелы, что метали во врагов огненные стрелы? Им была ведома настоящая причина всех переворотов и видна истинная сущность возведенных на трон монархов. Впрочем, люди везде одинаковы, родились ли они на Земле или другой планете. Но ангелам не положено рассуждать — они должны либо служить своему господину, либо же подавать в отставку. А вот убивать своих им не полагается — не по уставу, а по совести. В этом-то и заключена вся трагедия прогрессорства...

-----------

РЕЗЮМЕ: рассказ о нелегком бремени прогрессорства и истинной цене настоящей жертвы. Только вот стоили ли описанные в нем людишки затраченных на их воспитание жизней?

Оценка : 7
«Шесть спичек»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 16 мая 2024 г. в 23:53

Типичный случай для советских времен: ученый, стоящий на пороге великого открытия, решает провести опасный эксперимент на себе самом. Подобными энтузиастами была полна фантастика 50-60 гг. прошлого века: о подобных героях писали Беляев, Казанцев, Гансовский, Варшавский, Громова с Нудельманом и, конечно же, братья Стругацкие. Шаблон у всех практически один и тот же: происходит некое событие (как правило, с печальными последствиями), разобраться в причинах которого должна некая группа лиц (от одного человека до целой комиссии). Опрашивая свидетелей и читая рабочие дневники, следователи «отматывают» время назад и устанавливают истинные причины произошедшего. Как правило, параллельно с этим происходит то самое важное открытие, что лежит в основе всего сюжета. К примеру, у Беляева это — технология поддержки жизнеспособности отделенной от тела человека головы, у Громовой с Нудельманом — технология путешествий во времени путем создания параллельных временных линий, а у Стругацких — стимулирование паранормальных способностей путем облучения мозга потоком нейтрино. Главная линия такого произведения — это своеобразный детектив, в котором главные действующие лица пытаются докопаться до шокирующей воображение истины. А финал представляет из себя простую констатацию представленных читателю фактов: оживление голов возможно, но чрезвычайно затратно; путешествия во времени возможны, но изменить прошлое никому не удастся; сделать супермена из обычного человека можно, но при этом могут появиться непредвиденные трудности. Словом, типичный «производственный роман» эпохи развитого социализма... Только вот все эти писатели так и не смогли предсказать одной простой вещи: что родина коммунизма не сумеет пережить 70-ю годовщину своего образования.

------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о преданном своему делу ученом-коммунисте, героически поставившем на себе один опасный эксперимент. Мораль проста: даже истинные супермены иногда надрываются на своей нелегкой работе.

Оценка : 7
«Первые люди на первом плоту»
–  [ 2 ]  +

Torque1812, 25 декабря 2023 г. в 09:01

Люблю творчество Стругацких, у них много реальных шедевров и просто крепких, сильных произведений.

Но есть вещи.... Я их для себя называю «Стругацкие понты колотят». Их немного, но вот читаешь и у виска крутишь и даже раздражение испытываешь. И думаешь — вот эти люди написали тот «Обитаемый остров» и прочее.

Оценка : 6
«Извне»
–  [ 2 ]  +

god54, 04 ноября 2023 г. в 16:10

Я обратил внимание лишь на две особенности этой повести. Первое, это противопоставление уже сложившегося варианта контакта в советской фантастике с бравурными маршами и эпохой коммунизма. Второе, малопривлекательный сюжет, состоящий из отдельных рассказов с полным отсутствием характеров героев, как психологии вообще, так и их мало логичным поведением. Вполне возможно, это было интересно во время первой бумажной публикации, но сегодня повесть интересна лишь тем, что принадлежит перу классиков жанра.

Оценка : 6
«Стажёры»
–  [ 2 ]  +

forest777, 20 сентября 2023 г. в 00:31

Мотиватор для молодых ученых. Жесткая книга, читается легко. Фантастики мало. Но социальный аспект раскрыт отлично. Выводы можно делать разные на свой вкус и цвет.

Оценка : 8
«Трудно быть богом»
–  [ 2 ]  +

forest777, 20 сентября 2023 г. в 00:19

С этого можно смело начинать знакомиться со Стругацкими. Классная книга. Соединение средних веков и современных технологий. Не лишена юмора. Попытка рассуждать на тему «насколько трудно быть богом» в конце книги немного смазывает впечатление от динамичного повествования. Тем более что ведется человеком на глазах которого происходят вереницы казней и просто убийств без всяко цели. Слышать от его лица философские рассуждения немного неуместно в том плане, что он подвязался на эту работу явно не имея высоких моральных принципов- судя по той грязи в которую его окунули))). Но в целом все отлично. Читается на одном дыхании.

Оценка : 10
«Десантники»
–  [ 2 ]  +

Etamin, 18 июля 2023 г. в 18:32

АБС для меня — одни из самых любимых авторов. Но даже у них есть несколько рассказов, мне активно не понравившихся. К сожалению, это — один из них.

Не собираюсь разбирать его детально с точки зрения технических деталей — это уже сделано в предыдущих отзывах. И все-таки мысль о том, что коли люди летают от звезды к звезде, то и автоматические зонды для изучения атмосфер у них должны иметься, должна была закрасться в головы авторов. Зачем рисковать ценными планетолетами, попросту убивая время — а главное — рисковать людьми, притом опытными специалистами? Впрочем, специалисты оказываются какими-то очень однобокими и упертыми...

Несколько странные взаимоотношения между всеми основными персонажами тоже не добавляют плюсов. Честно говоря, становится понятно, откуда растут корни «Факапа» — вот именно из-за таких отдельных не особо удавшихся рассказов, как я думаю, и возникла у Харитонова идея произвести решительную деконструкцию «Мира Полудня».

На все это накладывается еще и зашкаливающий пафос, апогеем которого становится Валькенштейн, поющий хриплым басом в процессе сложнейшей посадки под перегрузками и сотрясениями (каковой эпизод явно придуман под впечатлением действительно замечательного фильма «Последний дюйм» — хотя текст песни, если верить БНС, они просто где-то услышали).

В общем, такое нагромождение патетики и неубедительности у АБС практически нигде больше не встречается. И слава богу. Единственное, что хоть частично извиняет рассказ — год написания.

Оценка : 5
«Шесть спичек»
–  [ 2 ]  +

акьнетсаН, 08 апреля 2023 г. в 10:50

Приятный рассказ о... нет, не просто о самопожертвовании во имя науки, как мне кажется, а о любопытстве, искренней увлечённости своим делом и нетерпении. Почему товарищ Комлин проводил эксперименты на себе? Потому что у него не было другого выбора? Нет. Начальство никак особо не ограничивало его научные изыскания и было готово предоставить многое, в рассказе об этом прямо говорится. Он вполне мог постепенно и безболезненно прийти к тем же результатам, шаг за шагом, с безопасной дистанции, но любопытство оказалось сильнее.

Следует всегда здраво оценивать свои силы, а...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«— Комлин надорвался, пытаясь поднять шесть спичек.»

Оценка : 7
«Путь на Амальтею»
–  [ 2 ]  +

акьнетсаН, 03 апреля 2023 г. в 11:53

Как часть цикла и прямое продолжение «Страны багровых туч» — неплохо, разве что слишком коротко, но в целом сойдёт, а вот как отдельное произведение... думаю, что я бы даже не дочитала, если бы не была нацелена на продолжение и если бы не знала, кто автор.

Весь интерес держится на том, как раскрыты персонажи в прошлой книге. К концу «Страны багровых туч» они стали понятными и даже родными, а здесь вдруг показались мне какими-то картонными... Разве что Быков остался прежним. Жилин не сильно подкачал, в частности тем, что мне импонировало его восхищение Быковым и желание походить на него, знакомое чувство. Ещё был хороший мысленный монолог Юрковского про жажду жизни, сильно.

Но всё же надеюсь, что дальше будет лучше.

Оценка : 6
«Десантники»
–  [ 2 ]  +

mputnik, 02 апреля 2023 г. в 09:57

Какая-то лютая смесь неимовернейшей ностальгии, чуть ли не преклонения перед умением сочетать высокий штиль с банальным развлекаловым и — то ли сожаления, то ли досады, заквашенных на неуместном булькающем снисхождении. Вот, такие, вот — разномастные растопырчатые эмоции.

И дело тут вовсе не в том, что это — фактически — некий осколок стародавних советских времён. Ностальгия — вовсе не по прелестям СССР. По тому… трудноформулируемому ощущению сопричастности некой… человечьей стае, принадлежность к которой определялась не бумажкой, не решением начальства, а — чем-то сугубо и 100%-но личным. Чем-то исконно — глобальным. Ради чего вполне себе стОит и жить и умирать. С чистым сердцем и с полным осознанием счастья.

Умение же сочетать «правильное» с «бесполезным» — это, действительно, некое подобие чуда. Способность мастрячить натуральные боевики, технически при этом не выходя с поля обычных моралистических нотаций — это прямо-таки сравнимо с каким-то тайным знанием, передаваемым лично, с глазу на глаз, друг дружке в глубинах некоего тайного общества. И очень жаль, однако, что практически все члены сего тайного общества на сегодняшний день вымерли. Не оставив при этом даже намёка нынешнему поколению литераторов — что же это была за тайна, хотя бы приблизительно, хотя бы в общих чертах.

Ну, а булькающая снисходительность — от неубиенного факта того пренеприятнейшего обстоятельства, что в чисто техническом отношении все живописуемые детали — уже давно и бесповоротно устарели. Самое горькое при этом то, что причина такового пренеприятнейшего факта — она абсолютно необъяснима. Я, к примеру, вырос на подобных текстах (включая не только сие конкретное чтиво, но и вообще все тексты сборника). И уже тогда — в предперестроечную пору, у меня просто не укладывалось в голове это кошмарное несоответствие. С 1973-го года на советском ТВ выходила шикарная передачка — «Очевидное — невероятное». Так вот, в рамках этих захватывающих сюжетов уже тогда, каждый раз где-то за 30 — 50 лет до первых успешных экспериментов, на зрителя был буквально вывален весь спектр современных и будущих прорывных технологий — и микроминиатюризация вычислительной техники, и сотовая связь, и цифровизация проектирования, и блокчейн, и нейросети и — прочая, прочая, прочая. ПОЧЕМУ оные мастодонты пера проявляли столь откровенно демонстрируемое пренебрежение к выводам научной футурологии — необъяснимо. Правда, есть одно объяснение: им было не шибко интересно ковыряться в технических деталях, они мнили себя, как говаривали в стародавние советские времена — «архитекторами и инженерами человеческих душ», они успешно ковырялись в мозгах, предпочитая их печатным платам. Такое было время. И — ЖАЛЬ. Сколько потенциально ГЕНИАЛЬНЫХ книжек загубили. Угробили, не дав им даже шанса на существование

Оценка : 7
«Понедельник начинается в субботу»
–  [ 2 ]  +

Baskk, 12 января 2023 г. в 17:34

Если в 70-е и 80-е юмор и сатира 60-х были актуальны и понятны, то сегодня если бы не фильм «Чародеи» многие вообще бы не разобрались в хитросплетениях авторов. А лично для меня это прекрасная сказка не только для научных работников младшего возраста, но и для их современников сохранивших в глубине души веру в чудо

Оценка : 10
«Пикник на обочине»
–  [ 2 ]  +

Powereap, 28 ноября 2022 г. в 21:36

Я могу проследить те моменты что сделали повесть культовой и подарили нам вселенную сталкера. В первую очередь это атмосфера — бытием и идеей сталкеров сложно не проникнуться, Зона завораживает читателя своими загадками и опасностями. Во вторых неоднозначный герой, шаблонные черно-белые конструкции морали разбиваются об него как волны о берег. В третьих сюжет — поиски артефакта, такого своеобразного Грааля — это интересно.

При этом все читается легко, героям можно сопереживать а можно и презирать их — здесь читателю авторы дают выбор, и это тоже радует и показывает что повесть имеет свои грани.

Мне в общем понравились серые тона произведения, авторы не обеляли и не идеализировали своих персонажей, каких-то логических неувязок или ненатуральности в повести я так же не обнаружил в отличии например от Дюны Фрэнка Герберта. Научно-фантастический элемент здесь лишь обслуживает человеческую драму, но все что есть выписано вполне добротно. Рефлексия главного героя вполне достоверная.

Не могу поставить 9 или 10 баллов, произведение не слишком для того большое и чувствуется что не весь потенциал раскрыт, но считаю что твердую 8 повесть вполне заслуживает.

Оценка : 8
«Второе нашествие марсиан»
–  [ 2 ]  +

frol, 15 сентября 2022 г. в 20:54

После «Улитки на склоне» повесть читалась легко. Здесь внимание Стругацкие уделили не сюрреализму, а сатире. Забавно было наблюдать за главным героем, человеком эрудированным, как он настойчиво отгонял от себя слухи о марсианах, убедительно доказывая, что их не существует, но под тяжестью баек и настырностью впечатлительных товарищей смирился с принятой всеми реальностью.

Однако постепенно хохма сошла на нет. Главного героя интересует материальное положение, погода, коллекционирование марок. Даже возможное появление в его поле зрения марсианина он оставил без внимания, увлекшись жарким спором на тему филателии. Тогда как очевидно, что его страну настигло масштабное потрясение. Найти место под солнцем в кардинально изменившихся условиях окружающего мира — дело понятное и естественное. Но и человек, не смирившийся с навязанным извне и кажущимся странным порядком , примкнувший к борьбе с новоявленной системой и объявивший ей протест, тоже достоин понимания.

На какой стороне быть читателю? Авторы предлагают решить это ему самому. Однако можно отметить, что из представителей молодого поколения только один персонаж примкнул ко второму лагерю. Амбициозного, прогрессивного, не менее эрудированного... Тем самым яркость образа была подчеркнута. А таких героев Стругацкие в своих повестях, по моим наблюдениям, любят. И тем самым авторы будто бы одну из чаш весов всё же немного склонили.

Оценка : 8
«Второе нашествие марсиан»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 25 августа 2022 г. в 20:06

Очень интересный и необычный взгляд на нашествие ксеносов. Тут ведь даже не двойное, а тройное дно и поначалу простовая история оказывается гораздо сложней. В ироничном смысле затрагивая вопросы свободы, борьбы, самоопределения, удовлетворённости жизни и т.д. «Завоеватели» оказываются мирными колонизаторами, которые подойдя к делу с умом умудряются идеально соблюсти баланс и получить практически полностью покорное и довольное население! Что интересно, это «нашествие» даже не показано толком, а происходит где-то далеко, лишь через время доходя до ГГ. А бытовые эпизоды взаимодействия с соседями и семьёй удались, пожалуй, даже лучше фантастической части и прекрасно дополняющей философскую и сатирическую.

Единственное — я так и не понял, зачем и к чему все названы в честь героев древнегреческой мифологии. Никто своему прообразу не соответствует и не тянет даже на сатиру в стиле антоним-противоположность.

Оценка : 8
«Сказка о Тройке — 2»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 25 августа 2022 г. в 19:45

Мне изначально не очень понравилась во многом вымученная сатира «Сказки о Тройке», но это было то, на чём книга держалась, сокращая её и выдерая зубы стоит ожидать, что повесть резко упадёт в качестве. Эта же версия не только более пустая и скучная, но и более грубая.

Оценка : 7
«Повесть о дружбе и недружбе»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 25 июля 2022 г. в 08:51

Почему-то именно после этой повести я особенно отчётливо заметил, насколько сильно Стругацкие повлияли на постсоветских авторов и как много те у них позаимствовали, переняли и напрямую сплагиатали. Например, минимум две три прочтённого мной в детстве творчества Емеца — это та же самая «Повесть о дружбе и недружбе», только с немного разными персонажами и приключениями, а так же всеми плюсами и минусами книги. Одним Емецом дело, конечно, не ограничивается...

А что здесь есть хорошего и плохого? Из плюсов динамичные приключения, не самая скучная и унылая мораль. Из минусов — наивность и запредельная условность, натянутость всего обоснуя этих приключений, а так же странный юмор там, где он встречается и карикатурные, одномерные злодеи.

В целом, подростки читать могут, но неясно зачем, ибо есть просто море более интересных альтернатив.

Оценка : 7
«Скатерть-самобранка»
–  [ 2 ]  +

Nomos, 17 июля 2022 г. в 01:11

Из восьми пока прочитанных рассказов «Полудня» этот показался самым живым, не скучным и оригинальным. Это из положительного. Однако же рассказ убедил меня в представлении о том, что мир Полудня — это не то будущее, которое мне было бы по нраву. Отрывок:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
У природы слишком много законов. Мы их открываем и используем, и все они нам мешают. Закон природы нельзя преступить. Ему можно только следовать. И это очень скучно, если подумать. А вот Человек Всемогущий будет просто отменять законы, которые ему неугодны. Возьмет и отменит.

   В предыдущих рассказах люди устраивают масштабные карательные облавы на местную фауну, осушают под ноль болота, хотят «просверлить луну огромным буравом» и т.д. В общем, всё запараллелить и заперпендикулярить, подчинить своей воле и закону или же закатать в бетон. И уже видится, как, справившись с Землёй, строители коммунистического будущего добираются до новых планет и под песню «Человек проходит, как хозяин...» насаждают там свои порядки, сметая всё на своём пути. Извините, как полчище саранчи...

Оценка : 7
«Естествознание в мире духов»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 15 июля 2022 г. в 09:13

Хороший замысел, но неоконченный сюжет. Да, я понимаю, что это авторы так решили и это было их полное право — не прописать логического финала и оставить его открытым, но впечатление всё равно оно портит, ибо не чувствуется уместным. К счастью, это компенсируется персонажами — они обычные люди с невероятной способностью, что создаёт интересные характеры, особенно забавным получилось их общение.

Оценка : 6
«Загадка задней ноги»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 14 июля 2022 г. в 14:16

Всё же не всегда у Стругацких хорошо получался юмор. Здесь он несмешной. Ну или чрезмерно предсказуемый, что то же самое. И это сильно портит историю, ибо идея о сошедшем с ума от выходок малокомпетентных идиотов сверхкомпьютер — шикарна. Да и проявляется оно здесь не без оригинального и интересного авторского подхода, но скучный юмор и слитый унылый финал всё портят.

Оценка : 6
«Томление духа»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 06 июля 2022 г. в 16:29

А вот здесь молодёжь уже стремительно взрослеет, понемногу отходит от «героической юности» и постепенно находит своё место в жизни. Я понял эту историю как то, что нет недостойного занятия — любая профессия и дело будут полезны, если поставлены на высоком технологическом уровне и приносят пользу обществу. Правда, помимо смыслового наполнения эта ещё и просто прекрасно написанная история, которую приятно читать и узнавать судьбы уже знакомых нам героев.

Оценка : 7
«Мир Полудня» [Цикл]
–  [ 2 ]  +

mputnik, 21 июня 2022 г. в 20:09

«…Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо сказано: Мне отмщение и Аз воздам…». Единственный адекватный ответ на это послание апостола Павла римлянам (который, кстати, принёс в этот мир фантаст, автор шикарнейшего чтива «Третья Империя. Россия, которая должна быть») — следующий: «…а мы и есть — Орудие Божие…». Ответ, который — полностью — соответствует духу Канона, одновременно — не менее полно — отрицающий его, Канона, букву.

Вот и сей цикл — как и оный ответ — балансирует на грани между совершеннейшим поклонением и безграничнейшим отрицанием. Это — «протокольная хронология» нашего недавнего Канона строителей коммунизма «от лица» мятущихся душ, которым — по теории — просто не должно было быть места в оном светлом Завтра, да ещё и в периодическом сюжетном окружении самых оголтелых проявлений капиталистического Антипода.

Меня всегда жутко удивляла эта неестественная противоречивость этого странного Мира. Неестественная — при его просто абсолютнейшей достоверности. И вовсе не потому, что — даже по определению самих авторов — это «…мир, в котором хотелось бы жить…». Это — как бы само собой, тут вообще вариантов нет. Не просто «мир мечты», а именно — да — «…в котором…». Нет, «притягательность картинки» — в другом. В её, картинки — вычурно философИческой, изысканной, оригинальнейшей, неимоверно красивой противоречивости. «…А мы и есть — Орудие Божие…».

В Мире Полудня столько противоречий, что он просто не может — не должен — существовать в качестве устойчивого Социума. Это система в высшей точке неустойчивого равновесия, металлический шарик на самой вершине отполированной мраморной сферы, готовый в любое мгновение соскользнуть вниз по глади отполированного камня. Но это, сей устойчивый образ, это — как и положено — только «с одной стороны». С другой же — это Мир грандиозной духовной энергии, в её, так сказать, среднестатистическом выражении. Да, тут — полностью представлены почте все пороки человеческие, во всей их неприглядности. Но их «процент проявления»… Нет, он не мизерный — не в этом дело. Он — как декорация. Как вездесущая тенденция. НО — почему-то, абсолютно необъяснимо и нереалистично — не превращающаяся в тенденцию глобальную, неотвратимую и единственно главенствующую. Это — СТРАННО. И это — без преувеличения ЗАВОРАЖИВАЕТ.

По статистике же, по самой обычной, общедоступной статистике «нашего» Мира, человечество — в критические моменты (природные и техногенные катастрофы, вооруженные конфликты и т.п.) — оскотинивается практически мгновенно. Причём — кардинальнейшим образом, вплоть до канибализма, бесчеловечной жестокости и т.д. и т.п. и — в массовом порядке. И вернуть оные локальные группы оного человечества в их «нормальное» состояние возможно только при помощи регулярных воинских контингентов.

Здесь же, в Мире Полудня — какое-то ИНОЕ человечество: то ли — уже глобально мутировавшее, то ли — уже кардинально перевоспитанное. Короче — сказка. Научно — фантастическая Сказка. Обворожительная в своей противоречивости

Оценка : 9
«Двое с «Таймыра»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 20 июня 2022 г. в 20:11

Очередное исследование уже на тот момент не новой для авторов темы. Вот ты совершил подвиг, был первопроходцем, продвигал Человечество и прогресс вперёд, а теперь? Героическое время закончилось, теперь надо как-то дальше жить и смириться с тем, что с большой долей вероятности будешь «скучным» пролетарием, рабочим на заводе-стройке и т.д, утрирую немного, но суть понятно.

Впрочем, надо отдать братьям должное — они не повторяют новыми словами старые выводы, а действительно пытаются объяснить или исследовать что-то новое, показать историю со своими ракурсами, особенностями и выводами.

Оценка : 8
«В наше интересное время»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 14 июня 2022 г. в 15:05

Возможно, в потерянных двух страницах был ключевой для этой истории смысл, но без них она воспринимается просто как бессмысленный образ-зарисовка, моментами интересно, но не хватает деталей для обретения целостности, законченности и самоценности в отрыве от того, что это ещё одно творение знаменитых братьев-фантастов.

Оценка : 6
«Частные предположения»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 12 июня 2022 г. в 08:59

Честно признаюсь — я слишком тупой, наверно, чтоб ясно представить себе, почему при достижении скорости света начинаются путешествия во времени. Нет, теорию-то я знаю, а вот ясно представить себе и понять, как оно происходит — неспособен. Это же просто скорость, а любое наблюдение относительно и слишком субъективно, но да ладно, просто оговорюсь, что фантастический аспект прошёл абсолютнго мимо меня и не увлёк ни капли. Но это компенсируется хорошим разбором психологии людей, которые ради долга и тяги к открытиям во многом отказываются от своей судьбы и времени, оказываясь в «будущем». И ещё интересней почитать про их близких, как они относятся друг к другу и воспринимают всю эту круговерть.

Короче, всё по классике — самые лучшие истории они про людей.

Оценка : 7
«Почти такие же»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 11 июня 2022 г. в 11:16

Ох уж эта непоседливая, торопливая молодёжь, которая вот любой ценой хочет рискнуть жизнью и совершить что-нибудь выдающееся и полезное. Рассказ получился во многом философский и дискуссионный, но лично я склоняюсь, что да — пусть рискуют, жертвуют собой и познают вкус жизни. Конечно же, для многих такой риск станет смертельным, но это лучше, чем сытая гарантированная безопасность — выжившие больше жизнь ценить будут и станут только сильней.

Оценка : 8
«Перестарок»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 11 июня 2022 г. в 08:49

Прекрасный пример создания яркого и глубокого образа. Во многом здесь продолжается тема прогресса, его скорости и устаревания, того, возможно ли вообще идти в ногу с ним. Может ли «прошлое» жить в мире с «настощим-будущим»? Вот это было действительно круто и интересно. К счастью, рассказ — не голые философские рассуждения, Стругацкие не говорят, а показывают, и так их мысль доходит только лучше.

Оценка : 8
«Град обреченный»
–  [ 2 ]  +

И.З.Вращенцев, 08 декабря 2021 г. в 13:46

Это первая книга Стругацких, которую я прочитал. Большого впечатления на меня, как на многих комментаторов, она на меня не произвела, однако у нее есть один большой плюс — наличие простора для полета фантазий, гипотез и предположений о том, что же хотели сказать авторы. Я считаю, что город, описываемый в книге это такое видение СССР. В городе собраны люди из самых разных стран (как я понял добровольно) с самыми разными взглядами и убеждениями. Там есть сцена, где за столом собрались бывшие нацисткие военнослужащие, бывший солдат Красной армии, прошедшие войну, еврей, главный герой, в детстве переживший блокаду Ленинграда, шведская проститутка, бывший японский солдат императорской армии. В состав СССР входили с одной стороны прибалтийские республики, считающие себя частью Запада, и с другой стороны республики Средней Азии, считающие себя частью исламского мира; Армения и Азербайджан с разными взглядами на Карабах и т. п.

В книге много раз повторяется фраза:«эксперимент есть эксперимент», о цели эксперимента не говорится ничего. Многие в конце 80-х, 90-х называли построение коммунизма в отдельно взятой стране экспериментом над населением этой страны.

Смена работы раз в несколько месяцев каждым гражданином города это фантазия, выросшая из фразы, приписываемой Ленину: «Каждая кухарка способна управлять государством». Не случайно главный герой проходит профессиональный путь от мусорщика до советника президента (конечно это не так прямолинейно, как от кухарки до президента).

Город тысячи статуй — это прошлое, где имелись авторитеты, таланты и гении. В самом же Граде, как говорится в книге, нет выдающихся писателей, художников, композиторов, киношников. Красной нитью проходит мысль о том, что они не могут появится в такой системе, где людям не дают проявить свои таланты и закрепить за собой на длительное время профессию, какой-либо вид деятельности (хотя в СССР было много талантливых и писателей и киношников и художников).

Роман был написан в 1972 году, опубликован только в 1989 (в подходящий исторический момент, когда многим стало понятно, что СССР «обречен» и долго не протянет, и возможно, имел другое название до публикации. Такая претензия на роман-пророчество).

Оценка : 6
«Человек из Пасифиды»
–  [ 2 ]  +

Tundra, 31 августа 2021 г. в 19:28

Рассказ — один из самых интересных для меня произведений АБС.

Короткая зарисовка на материале из опыта службы военным переводчиком Аркадия Натановича на Дальнем Востоке. Написано лаконично, с юмором, на уровне мастеров жанра О.Генри или Роберта Шекли.

Хотя в 1958 году, когда он впервые опубликован, авторы были только начинающими литераторами.

«Град обреченный»
–  [ 2 ]  +

photoamplua, 26 июня 2021 г. в 17:45

Ну, не могу читать Стругацких...Осилила когда-то только Малыша, да и то помню плохо...

Для меня они пишут о будущем, которого уже не случилось.

Много непонятного из жизни до 90х, наверное, еще мой возраст не совпал и поэтому не заходит, оценку ставить не буду, потому что бросила очень быстро

«Про критику научной фантастики»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 28 мая 2021 г. в 19:50

Статья является «исследованием-декларацией» (по выражению самих авторов). Главная идея — ответить на предвзятое отношение необъективных критиков к жанру научной фантастики. Ну, и соответственно, к самим писателям-фантастам. Статья изрядно сдобрена интеллигентной иронией, присущей Стругацким. В то же время — это именно ирония, вполне доброжелательное отношение, без тени негатива, что тоже свойственно ранним Стругацким. Статья написана в 61-м или 62-м году, то есть на заре их творческого пути, хотя братья на тот момент уже написали несколько повестей и рассказов. Ну, и надо полагать, уже успели наслушаться в свой адрес от критиков.

По сегодняшним меркам статью можно назвать своеобразным троллингом — критикой критики, а точнее — критикой критиков. Но всё, разумеется, в рамках честного спора, в рамках приличной дискуссии.

Оценка : 8
«Град обреченный»
–  [ 2 ]  +

Gennadydobr, 02 мая 2021 г. в 13:40

В 1972 году Стругацкие пишут повесть «Пикник на обочине» и роман «Град обреченный».

Пикник — о вторжении чуждого и непонятного в мир людей,

а Град — о людях, попавших в ад потустороннего эксперимента.

Наивно пытаться искать объяснения каждой загадке в Пикнике.

И так же напродуктивны попытки рациональных объяснений чудес и загадок Града обреченного.

Какая разница, чем пугают заключённые там души?

Какими казнями египетскими их травят?

Всё равно, будет ли это нашествие павианов или тьма египетская.

Главное, что они в аду.

А весь роман — путеводитель по аду.

Оценка : 9
«Туча»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 01 мая 2021 г. в 23:34

Киносценарий по повести «Гадкие лебеди». Я бы даже сказал, что этакая нарезка, солянка из текста повести.

Вообще, очень сложно абстрагироваться, читая сценарий по уже прочитанному произведению. Это я уж понял, ознакомившись с несколькими сценариями Стругацких. Но в отношении этого произведения данная оценка особенно подходит: герои переработаны просто до неузнаваемости. А читатель всё равно пытается обнаружить в них того или иного персонажа повести. И, можно сказать, не находит. А точнее — находит, но совсем не того, кого ожидает или к кому привык. В «Туче» вообще всё перемешано и даже угадываемые герои выглядят несуразно, можно даже сказать — выглядят карикатурами на своих прототипов.

Прочитать сценарий стоит разве что тем, кто не знаком с повестью. Тем же, кто знает повесть, читать этот сценарий будет не только трудно, но и, пожалуй, не особо интересно.

Оценка : 8
«К вопросу о циклотации»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 14 марта 2021 г. в 17:59

Идея интересная, очень даже. И сюжет, в общем-то, неплох. Но в целом — явно сырая вещь. Первая половина — разговор астронома с таинственным пришельцем, в котором волей-неволей угадываешь демиурга. Вторая часть рассказа — поток сознания астронома, силящегося осознать произошедшее, осмыслить полученную информации. И получается у него это на удивление просто. Более того — он позволяет себе делать свои выводы и в конечном счёте рисует стройную картину мира, всего сущего. При этом делая множество неоправданных допущений с долгоиграющими последствиями, иными словами — совсем не утруждает себя в использовании бритвы Оккама.

В библиографии Фантлаба произведение числится последним среди рассказов авторов по хронологии написания. И это как-то странно — к 1963 году были написаны все новеллы «Полудня», другие замечательные рассказы. Как же получилось так, что авторы столь откровенно «слили» вторую половину «Циклотации»? Борис Стругацкий в воспоминаниях ничего определённого по поводу этого рассказа не пишет, упоминая о том, что почти ничего о нём не помнит. Как мне кажется, авторы недоработали текст, по какой-то причине потеряв к нему интерес. Забросили текст в папку с черновиками и благополучно о нём забыли. Поэтому рассчитывать на более совершенный вариант рассказа не приходится, а жаль.

Оценка : 7
«Дачное происшествие»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 12 марта 2021 г. в 23:17

Перед нами — отрывок, которым должен был начаться некий рассказ, и мне очень жаль, что читатель никогда не узнает продолжения и того, чем там всё закончилось. С самых первых строк текст увлекает и обещает что-то очень интересное.

Дачники сидят на веранде и знойным полуднем пьют чай. И не только чай. Над их головами периодически проносятся реактивные истребители, потому что где-то рядом аэродром. Вдруг один из самолётов берёт много вниз, но потом уходит восвояси. Однако почти тут же что-то с шумом падает в кустах. Катапультировавшийся лётчик?

Беглого осмотра хватает, чтобы понять, что это — вовсе не человек и, по всей видимости, не оружие. Но возможно, что-то живое...

На этом всё. Очень жаль, что мы так и не увидим продолжения.

Оценка : 7
«Погружение у рифа Октопус»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 11 марта 2021 г. в 22:38

Этот рассказ, наряду с «Моби Диком», посвящён океанской глубоководной тематике и изначально был предназначен для повести «Возвращение» (она же «Полдень XXll век»). Однако впоследствии авторы сочли рассказ неудачным и из повести исключили. Вполне понятно, почему исключили, хотя сегодня рассказ читается очень даже с интересом.

Да, текст сыроват, по сути, ничего особенного в нём нет, однако всё же любопытный рассказ, хотя бы потому, что передаёт специфическую атмосферу, свойственную производственной фантастике ближнего прицела тех лет. И юмор — наверное, ещё не тот фирменный, узнаваемый АБС-юмор, но уже что-то похожее.

В общем, можно констатировать, что рассказ будет интересен не только фанатам Стругацких, но и, думаю, всем любителям тёплой, ламповой и строгой научной фантастики.

Оценка : 8
«Лев Вальцев объясняет»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 10 марта 2021 г. в 16:49

По смысловой нагрузке черновой вариант главы «На пороге» из повести «Страна багровых туч», пожалуй, особо не отличается от привычной. В бытовом же плане всё как-то по-другому. Вальцев (Дауге в беловом варианте) и Быков пьют вино и ведут себя совсем по-свойски. Словечки погрубее, пофамильярнее, и это сразу бросается в глаза. Быков тут, кстати, всё же армейский офицер, это позже, по требованию цензуры, он стал гражданским исследователем.

Вообще, черновики пестрят такими вот казалось бы небольшими отличиями, замечая которые невольно рисуешь себе в голове несколько другую картинку, отличную от того, к чему привык. И, как мне показалось, изначальный вариант, судя по прочитанным черновикам, был существенно попроще. Не сказал бы, что за счёт это более правдоподобный и ближе к жизни, вовсе нет. Скорее — сырой, хотя может быть, это только кажется, поскольку непривычно.

Оценка : 8
«Буфет межпланетников»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 09 марта 2021 г. в 23:09

А вот это очень даже интересный отрывок. Одна из первых глав «Страны багровых туч», не вошедшая в итоговый вариант повести. И очень жаль, что не вошедшая. Да, текст сыроват, да, взаимным антипатии Быкова и Юрковского здесь выставлены на передний план, даже в избыточной степени выставлены, по сути, весь сюжет вращается вокруг этих антипатий. И, кстати, сразу становится понятно, что оба оппонента сыграют впоследствии главные роли.

Так вот, несмотря на недостатки, текст понравился. Хорошо передаёт атмосферу. Быков явно завидует матёрым межпланетникам, которых встретил в буфете после собеседования с Краюхиным. Он ещё не знает, что наблюдает своих будущих товарищей по будущей экспедиции. И, конечно, даже не подозревает, что спустя несколько лет станет парнем даже покруче этих ребят. Пока же он с упоением вслушивается в разговоры незнакомых небожителей за соседним столиком. И наверняка внутренне представляет себя таким же, хотя авторы и деликатно умалчивают об этом.

Оценка : 8
«Полдень, XXII век»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 11 февраля 2021 г. в 20:23

Вдогонку к своему предыдущему отзыву хочу предложить вашему вниманию небольшой материал, который сегодня разместил в авторской колонке: https://fantlab.ru/blogarticle71145

В статье собраны иллюстрации к повести «Полдень, XXII век» из трёх изданий: 1963, 1967 и 1997 годов соответственно. Думаю, материал будет интересен не только поклонникам «Полдня» и творчества Стругацких.

Оценка : 9
«Естествознание в мире духов»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 08 февраля 2021 г. в 20:25

В рассказе больше понравилась лирическая составляющая — очень уж хорошо прописаны характеры главных героев — такие два старичка, которые не могут не брюзжать, ворчать, но всё же будут продолжать своё дело, хоть даже не до конца понимают его суть и не уверены в результате. Но раз уж нужно — то нужно. Если учёные считают, что это важно, то будем терпеть!

Речь идёт о так называемых ридерах — людях, обладающих необычными способностями чтения чужих мыслей. В рассказе под это дело подведена научная основа, хотя да, вопрос очень спорный.

Тем не менее, рассказ понравился. Приятный рассказ.

Оценка : 7
«Скатерть-самобранка»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 06 февраля 2021 г. в 21:52

Довольно простенький рассказ, не претендующий на глубокие смыслы и высокие идеи. А если принять во внимание, что его написали Стругацкие, то так и хочется сказать: примитивный рассказ. Ведь от них ждёшь чего-то гораздо более глубокого и умного. Ну, впрочем, не будем так уж привередливы — даже гениальные авторы имеют право написать что-то лёгкое, ну, пусть даже — расслабляющее.

На самом деле, рассказ, по моему скромному мнению, распадается на две составляющие: первая часть о человеке будущего и его месте в этом будущем, вторая — откровенно юмористическая, связанная с трудностями эксплуатации кухонного комбайна. Где-то в середине, зацепившись за очень интересную мысль о человеке будущего, ждёшь продолжения, но, увы, продолжения нет. Вторая часть рассказа — это наглядный пример того, что иногда всё же стоит читать инструкции, особенно — когда имеешь дело с незнакомым устройством.

А ведь Шейла высказывает очень интересную мысль. Когда Женя говорит ей о том, что мечта его поколения землян — это проложить путь к звёздам, Шейла отвечает, что мечта её поколения — вернуть людей на Землю. Точнее даже вот как: к чему ещё может стремиться человек, достигший звёзд? Куда ещё лететь? Правильно: некуда. Дальнейший этап развития — это достижение такого могущества, когда человеку даже сами законы природы будут не указ. И Шейла как бы говорит, что обладающий таким могуществом человек уже и в космос не захочет. С такими возможностями можно и просто сидеть на Земле, управлять Вселенной с Земли. Люди как боги. Поколение, достигшее цели. Очень интересная мысль, жаль, что не получала дальнейшего развития в рамках этого рассказа.

Оценка : 7
«Самодвижущиеся дороги»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 06 февраля 2021 г. в 20:31

А вот этот рассказ вполне можно читать и отдельно, без оглядки на повесть «Полдень», частью которой он является. В таком случае просто нужно принять, что главный герой Сергей Кондратьев оказался в мире светлого (быть может — утопического) будущего и по ходу повествования совершает первую вылазку в этот мир. По сути, участие его в этом рассказе пассивное, он осматривает мир, путешествует при помощи самодвижущихся дорог, общается с тамошними обитателями — простыми, в общем, рядовыми людьми. За исключением, разве что, Елены Владимировны, которая является членом Мирового Совета. Впрочем — и в этом одна из особенностей описанного мира — несмотря на свой пост, Елена Владимировна ведёт себя как вполне обычный человек, обедает в самой обычной кафешке, за столом с самыми обычными тружениками-инженерами. Она не имеет собственного межпланетного транспорта, не фрахтует планетолёт, не летит бизнес-классом. Нет, этого ничего в Мире Полудня нет. Для того чтобы попасть на Венеру, Елена Владимировна, как и все, терпеливо дожидается свободного места на транспортном корабле. Так-то!

Люди в этом мире увлечены работой, направленной прежде всего на процветание общества в целом. Им не хочется просиживать штаны на уютненькой и не напрягающей работе. Им нужно осознание полезности своего дела, их не страшат неудобства и даже опасности, которые таит в себе работа на Венере. Утопия? Наверно, да. Одно точно: нам такое и не снилось.

Кстати, располагаю тремя изданиями «Полдня»: 1963, 1967 и 1997 годов. Дабы не тревожить изрядно потёртые раритеты, стараюсь читать книжку 1997 года. В старых изданиях потом, кстати, просматриваю иллюстрации, везде они, между прочим, разные, и это неимоверно замечательно! Так вот, в издании 1997 года концовка рассказа показалась мне скомканной, невнятной, непонятной. Заглянул в книжку 1963 — и вправду — там концовка более развёрнута. Мнения собеседников Кондратьева представлены не авторским текстом, а в виде диалогов, в которых картинка дана более ярко, живо, понятно. В общем, старый вариант лучше, ума не приложу, зачем нужно было впоследствии сокращать.

Оценка : 8
«Хроника»
–  [ 2 ]  +

mputnik, 17 января 2021 г. в 13:08

По версии АБС в октябре 2021-го спецкомиссия Академии Наук должна будет (была, вернее) опубликовать отчёт о достижении скорости света (точнее — «…0,957 абсолютной относительно Солнца…»).

Типа, в мае прошлого, 2020-го — материалы попали в руки экспертов («…16 мая 2020 года беспилотный планетолет «Ермак» был обнаружен и перехвачен на возвратной орбите в районе планеты Плутон и приведен на международный ракетодром Плутон2…»).

Текстик махонький, уважаемый потенциальный читатель — не о нем речь. Это глава «Возвращения», мира Полудня АБС. Просто… мы проходим рубежи, означенные Мастерами в своих творениях, и… оные творения — теряют флёр таинственности и непостижимости. Грустно как-то. Уходит целая Великая Эпоха

Оценка : 8

  Страницы: ««(–25)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 55 56 57 58 [59] 60 61 62 63 . . . 81 82 83 84 85   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх