"Counterpart": "Fringe" в виде шпионско-политического триллера?
"Counterpart" ("По ту сторону", "Двойник" и т.д.) — американский фантастический сериал канала Starz, официально стартующий сегодня, 21 января (хотя пилотная первая серия была показала в декабре ушедшего года, рассказывающий о неожиданном повороте в жизни мелкого служащего в сложной бюрократической машине, Говарда Силка, который в ходе интриг сильных миров сих столкнулся с невероятным фактом — существования иной реальности, почти во всем подобной нашей. По одной его серии, конечно, пока мало чего можно сказать, но тут хотелось бы выразить свои первые впечатления и ожидания от следующих эпизодов, а также некоторые первые же опасения насчет всего сериала, вроде бы как уже продленного на второй сезон.
Первый эпизод сериала, "The Crossing", довольно неплохо показывает и знакомит нас с его миром и герои, а что еще важнее, дает нам интригу на, надеюсь, весь ожидающийся сезон. В наличие были представлены: футуристический Берлин; загадочная девушка-киллер; агентство с довольно неясной деятельностью (суть которого не до конца понятна и после раскрытия причастности оного к контролю над переходами между реальностями); современный Берлин с атмосферой наурности (которая наблюдается во всем, в том числе и с помощью регулярно выкуриваемых сигарет персонажами; при том же имеется игра с тонами и созданный контраст, которые все же разделяют Берлин наш, с какими-то нуарными, желтыми, поблекшими, но теплыми тонами, и альтернативного Берлина, с неким холоднымголубым окрасом); символичность, связанная с игрой го (которая в дальнейшем, видимо, будет интерпретироваться как стремление к достижению баланса между мирами; плюс, хочу отметить в этом же примечании очень интересно выполненную вступительную заставку сериала — стильная и оригинальная; в последний раз также приглянулась заставка другого сериала, в котором также фигурирует Германия, но снятый уже именно немцами — фантастический сериал "Тьма", который также советую посмотреть); запутанная политическая ситуация и иерархическая составляющая агентства, в котором работает главный герой (достойная сюрреалистичного "Замка" Кафки, ибо по диалогам героям система политической взаимосвязи миров и цели игроков совершенно неясны; прямо какая-то игра в го вслепую!). То есть пока что все хорошо, интрига запущена, а благодаря прекрасной игре Дж. К. Симмонса, которому действительно удалось сыграть двух совершенно разных людей уже в самом первом эпизоде-введении "Counterpart" (хоть кому-то "Оскар" дают не из-за политкорректности).
Но во всем этом великолепии начала повествования интересного политического и шпионского триллера-детектива у меня зародилось зерно сомнения. Точнее, опасения. Я переживаю о том, что "По ту сторону" может стать довольно своеобразным, но ремейком"За гранью" — замечательного и одного из моих любимых научно-фантастических сериалов. Со своими минусами, конечно, и огрехами, но все же самостоятельного действа, которое повторять не стоит. Ибо хочется чего-то нового. Но уже в трейлерах нового сериала мелькнуло пару намеков на то, что одна из основных сюжетных тем-линий "За гранью" может быть использована для создания сеттинга всего "Counterpart". А именно фраза "ваш мир ненавидят за то, что он сделал с нашим", представленные в пилоте высокотехнологичные картины альтернативного мира (обгоняющего наши достижения), открытие прохода в другую реальность с нашей стороны (в "По ту сторону" это сделали ученые из Восточного Берлина в "холодную войну" — видимо, неспециально) — все это как бы намекает на копирование противостояния двух реальностей из "Грани". Только намекает, конечно. Самое главное, чтобы Наблюдателей и отсылки к Стэплдону сюда не запихнули :)
Но пока что атмосфера двух Берлинов, нуарно-современного и футуристично-иного, сигаретный дым, политические интриги, игра актеров привлекают и заставляют ожидать вторую серию "Counterpart" более всех остальных премьер прочих сериалов этого года. Жду и советую остальным, но а время покажет, сколько сценаристы и режиссеры данного проекта "переместят" из удачного и уже завершенного "Fringe".
Офицер полиции Кей (Гослинг) хорошо выполнял свою работу по поиску и устранению опасных для общества устаревших моделей репликантов. Несмотря на то, что сам был таким же андроидом.
Во время одного задания Кей находит нечто, способное изменить отношения между людьми и репликантами. Теперь от результатов его дальнейших поисков зависит ни много ни мало — судьбы всего мира. От него, и возможно от старого, давно пропавшего копа — «бегущего по лезвию» Рика Декарда (Форд).
«Бегущий по лезвию» 1982 года, несмотря на кассовый провал, со временем стал одним из известнейших и любимейших картин среди поклонников фантастики и киберпанка. Продолжение фильма, продюсером которой стал постановщик ленты 1982-го Ридли Скотт, а режиссером молодой и талантливый Дени Вильнёв, ждали с огромным нетерпением.
Со времени действия первой ленты прошло 30 лет, оказавшихся весьма насыщенными. В 2022 мир постиг блэкаут — теракт, организованный репликантами, после которого в небытие отправились практически вся информация, находящаяся в электронном виде. Корпорация «Тайрелл» обанкротилась. Их место занял слепой, но всевидящий магнат Ниандер Уоллес (Лето), запустивший в производство новых, полностью покорных андроидов.
Тема покорности стала одной из магистральных линий фильма. Причем в отличие от ленты Скотта, где в основном как опознавательный знак «человечности» использовали эмпатию, в картине Вильнева акценты несколько сместились. А ответ на вечный вопрос «что такое на самом деле Человек?» приобрел иной оттенок. Та же покорность является признаком репликантов, причем нового поколения. Да, границы покорности у каждого свои. Кто-то сносит любые капризы гомо сапиенс. Кто-то терпеливо исполняет приказы начальства, даже будучи внутренне с ними не согласен. А кто-то легко может отправить на тот свет пару-тройку человеков, но трепещет перед своим создателем.
Но как только у них появляется иллюзорный шанс оказаться живорожденным, куда и девается эта самая покорность. Начинается поиск ответов, вольнодумство, и прочие прелести свободного людского плавания.
Ага, ставим галочку – Человек, по мнению постановщиков, это тот, кто способен на поступки, и не очень-то стремиться оставаться покорной овцой в стаде.
Что нам предложат дальше?
Концепцию человечности через способность к воспроизводству. Х-м, смотрится это, мягко говоря, спорно. Тут пару минут назад вы говорили о душе и ее отсутствии, а сейчас строите интригу вокруг родов и их последствий. Эдак вы батеньки, всю науку к х… сведете.
Дальше вступила в дело Катерина, со своим профессиональным зорким взглядом. О – сказала она, как любопытно, постановщики построили очень важную линию на конфликте поколений. Смотрим внимательно – все старики, ярчайшим представителем которых выступает Рик Декард – вольнолюбивы, независимы, способны на поступок, при этом зачастую шалопаисты и далеко не безгрешны. Молодежь – наоборот – правильна, расчетлива, покорна, послушна, безропотно идет, куда укажут, и всецело полагается на власть. Причем это касается как людей, так и репликантов. И как картина с таким внутренним посылом могла окупиться? Кому понравится, когда тебя, такого молодого, красивого и талантливого обзывают покорной овцой?
Единственным исключением из этого правила стал главный герой. Он за без малого три часа фильма побывал в шкуре как младшего, так и старшего поколения. Сперва работая покорным, бессловесным исполнителем чужих приказов. Затем вследствие некоторых событий уверившись, что он «не тварь дрожащая, а вовсе даже право имеет», Кей/Джо примыкает к тем, кто способен на поступок. В принципе Кей единственный в фильме действительно достоин гордого звания Человек с большой буквы «Ч». Он способен на самопожертвование, утраты, готов терпеть боль, и, возможно самое главное – он может по-настоящему полюбить иллюзорную барышню. А способность любит не получая ничего взамен, одно из ярчайших признаков человечности.
Райан Гослинг в этой ленте приятно удивил. Я считал его изрядно переоцененным лицедеем, но в Blade Runner Райан отработал на крепкую «четверку». Полная опустошенная безэмоциональность в первой части, затем бурный взрыв эмоций и постепенное оживление его Кея/Джо. На физиономии появляются оттенки чувств, идет игра глазами, мимикой. Это еще далеко не идеал, но видно, что потенциал у Гослинга имеется.
Харрисон Форд как всегда хорош. Его персонаж, наконец, очутился в совершенно волшебном место с бесконечным виски, рулеткой и музыкой (был бы сыр, был бы рай). Вдобавок даже за то, весьма небольшое экранное время, что отвели ему создатели ленты, и в той уже далеко не идеальной физической форме, его Декард сумел отлично передать всю суть старшего поколения – вольнолюбивую, бесшабашную и хулиганскую.
Третьей стороной треугольника стал Ниандер Уоллес в исполнении Джареда Лето. Этот сноб и маньяк выступает эдаким безумным гением, претендующим на лавры Создателя. Он способен на что угодно, считает всех не просто ниже себя, а чем-то навроде домашних животных, и олицетворяет в фильме всех власть имущих скопом. Тех самых, за которыми бодро топает молодое поколение, полагающееся на «большого дядю».
К сожалению, персонажей в фильме на удивление мало. Кроме названных вспоминаются лишь несколько девиц. Крепкая Мадам — лейтенант Джоши (Робин Райт («Девушка с татуировкой дракона», не сумевшая пойти до конца и воспротивится тому, что ей не нравится по-настоящему. «Лучший ангел» Лав (Сильвия Хукс) – смесь абсолютной безжалостности и детского ужаса перед отцом. Да пожалуй, виртуальная Джой (Ана де Армас), и мастер воспоминаний Стеллин (Карла Юри). Маловато народу для такого насыщенного мира.
А вот мир как раз у создателей Blade Runner получился «не подкопаешься». Хорошо продуманная и исполненная операторская работа. Визуал на высочайшем уровне. Любопытные цветовые решения. Апартаменты Уоллеса. Пустыня. Мусорка. Радиоактивные города. Тусклая, серая, ночная картинка с постоянным дождем и лезущей в буквальном смысле в глаза объемной рекламой. Гигантские свалки, разрушенные, укутанные радиацией полисы. Вечный то ли смог, то ли дым, угрюмые люди. Мрачно, депрессивно. Классический атмосферный киберпанк.
Плюс навороченные технологии, за которые в основном отвечает иллюзорная подруга Кея – Джой. Несколько сцен с ней – просто высший пилотаж. К примеру, совместное исследование генетических кодов в архиве, а уж тройной секс и вовсе вне конкуренции. Смотрится шикарно, бравушки!
Да, лента вышла чересчур затянутой, причем порой абсолютно зря, та же деревянная лошадка вычислялась с первого кадра появления героя в нужной локации, а они тянули волынку несколько минут.
Да, многовато из этого времени занято неторопливыми планами «красот» мира, или плавными перемещениями героев, а действия в фильме явный недобор, что для массового зрителя хуже некуда.
А о логике происходящего и вовсе лучше не задумываться. Начиная с вопроса, чем они там все дышат, если деревьев не осталось вовсе, и даже мертвая древесина на вес золота? До полного отсутствия признаков хоть каких-нибудь властей, кроме одного единственного магната Уоллеса. Чрезвычайно наглого поведения Лав в полицейском управлении. И главное, до основной магистральной интриги со способностью к деторождению. По тем крохам информации, что нам соизволили выделить постановщики, никаких проблем быть не должно в принципе. По крайней мере, физически здешние репликанты ничем не отличаются от людей, у которых с энтим чаще всего проблем нет. У них возникает желание и половая система, судя по всему, работает как надо (вспомним опять же тройной секс). В чем тогда дело? Принудительна стерилизация? Недоразвитость половых органов? Нет, потому что с такими проблемами Ниандер Уоллес разобрался бы легко и просто. Что тогда? Загадочное, многозначительное и пустое молчание в ответ.
А жаль, этот мир вполне достоин на порядки более детальной проработки.
Эрго. Приличный, но далеко не безгрешный киберпанк с качественной атмосферой, отличной визуальной стороной, любопытным идейным наполнением и вменяемыми актерскими работами. Но вот некоторые нюансы этого самого наполнения, огромный хронометраж, недостаток динамики, а также излишняя велеречивость и вальяжная неторопливость предопределили его кассовую судьбу и отпугнули изрядно зрителей. Что впрочем, аж никак не лишает ленту описанных выше достоинств.
Режиссер: Дени Вильнёв
В ролях: Райан Гослинг, Харрисон Форд, Ана де Армас, Сильвия Хукс, Робин Райт, Маккензи Дэвис, Карла Юри, Ленни Джеймс, Дэйв Батиста, Джаред Лето
Вообще это тема для серьезного исследования: насколько режиссеры склонны к самоповторам, а насколько им выкручивают руки(?) продюсеры, которым надо повторить успех вон той вещи с полки.
Вот человек и старается.
Местами получается впечатляюще.
Первое и главное — как "Высокий блондин в одном черном ботике" это комедия по мотивам Холодной войны, так и "Форма воды" — это фантастическая мелодрама на том же материале. Вы считаете, что во французской комедии неправильно показаны шпионы и желаете дать советы? Как всё сделать документальнее? Это будет плохой шуткой. Так и здесь — перед нами условные типажи, которые хотя и обладают собирательными чертами, в первую очередь — маски в театре.
Злобный американский милитари-чиновник от науки. Его советские оппоненты. Плевать на знание, важен контроль и доминирование.
Ученый, которого при других обстоятельствам можно было бы назвать гуманистом — но здесь он пытается спасти не-человека и ради этого убивает вполне конкретного охранника.
Сам водяной — разум есть, но где такие же как он, разумные водяные? Разум тут как бы без культуры — условный. Получается не столько Ихтиандр, сколько Тарзан.
Обделенная мужской лаской, немая уборщица, еще и воспитанница детдома в прошлом — сейчас она женщина не первой молодости.
Разнообразные меньшинства (фильм на них богат), которые в декорациях конца 50-х (собака Лайка уже полетела) обречены на полуподпольное существование.
Понятно, что завершиться все может лишь субъективным торжеством любви, которой нет мечта в этом мире — расплывчатая фраза, но не слишком спойлерная.
Чуть не главный козырь здесь — это подборка типажей и умения актёров.
Образ "Амели несколько за тридцать" — есть. Образ администратора-солдафона со всем характерными чертами "самца их 50-х" — есть. Запутавшийся в собственном вранье "яйцеголовый", человек не самой большой храбрости, одна рискующий жизнью — вот он. Получилась "уборщица-негритянка" — великолепно показала, как надо строить из себя простушку, прятаться за собственным незнанием и низким социальным статусом — премию за роль второго плана в студию!
Правда русские тут "как всегда" — не будем о грустном (до "Вавилона-Берлина" и близко не дотянули). Хотя режиссер пытается показать симметрию между "маской" военного чиновника, и "разведчиками".
Подача материала — отлично. Завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка — всё строго, будто режиссер вымерял эпизоды по золотому сечению :). Каждый персонаж раскрыт, есть своя арка, есть микрокульминация, и эти арки составляют схему общего сюжета.
Декорации — хороши. Есть образы именно 50-х — дома, кафе, кинотеатры. Будто листаю книгу по интерьерам той эпохи (всё убрано, чистенько, как перед визитом покупателей). Понятное дело, что героине приходиться жить в доме, претендующем на оригинальность. Есть — фантастические декорации, где ведущую роль играет фактура краски и тяжеловесность оборудования. Мрачность-механистичность-грубоватость — в едином коктейле.
Сюжет приперчили эротикой. Местами откровенной не столько в фигурах, сколько в действиях персонажей.
Один из побочных выводов — довольно изящно поданных — любая секретная организация хранит тайны настолько, насколько готов молчать её клининговый состав :)
И получилось бы очень сильно — не смотри я уже "Хребет дьявола", "Лабиринт Фавна" и "Багровый пик". Ощущение вторичности — начинает побирать где-то к середине фильма, а под конец — орёт на манер пожарной сирены. Есть попытка выйти на новую целевую аудиторию, на читательниц женских романов. Однако же и здесь все облеплено политкорректностью, которая в качестве творческого приёма уже начала осточертевать.
Ну что же, вот и вышел ещё один «шедевр» отечественного кинематографа, дождались на свою голову. Дмитрий Грачёв, до того штамповавший каждые год-два пошленькие мелодраматические комедии о москвичах и их невероятных приключениях в России («Невеста любой ценой», «Свадьба по обмену» и «С новым годом, мамы!»), решил приложить свои «ясну голову» и «силушку богатырскую» к повести «Вычислитель» фантаста Александра Громова («Феодал», «Мир матриархата», «Мягкая посадка»). Лучше бы он этого не делал… Поругание великолепной фантастики тут же было отомщено полным кассовым провалом фильма. И поделом.
Произведение Александра Громова почти линейно, зрелищно и динамично, оно словно было создано для экранизации. Для тех, кто не читал оригинального «Вычислителя», поясню. В нём описывается выживание отдельного незаурядного человека в очень разнородной по происхождению и способностям, случайно собранной и небольшой по размеру группе при полном отсутствии регуляции и охранения со стороны закона, без моральных норм и вне привычных природных условий существования. Необходимо дойти из точки А в точку Б и выжить. Просто выжить там, где все погибают. Другая планета, её флора и фауна интересны, но они лишь добавляют условия в шахматную партию, разыгранную главным героем. Эрвин умён и бессердечен, люди для него только средство достижения цели. Любая ситуация видится ему хитро заданным уравнением со многими неизвестными. Гению легко просчитать наперёд поведение, возможности и степень полезности девяти личностей и действовать сообразно полученным результатам, но совершенно невозможно предвидеть такую случайную мелочь, как распустившийся на верёвке узел. Книжный Эрвин дошёл до Счастливых Островов. Он питался условно съедобными существами и отобранной у каннибалов человечиной, скармливал местным монстрам и дикарям других там, где должен был погибнуть сам, подчинял людей и унижался сообразно ситуации, ликвидировал альфа-самца чужими руками. Этот живой вычислительный автомат не совершил ни одного бесполезного поступка, не поддался стереотипам лишней здесь морали и не страдал муками совести. Он совершил невозможное, но остался в полном одиночестве. Женщина, которую он точно выверенными действиями влюбил в себя для комфортного житья-бытья в райском оазисе, утонула, и это неожиданно обесценило победу. Ничтожная для математики погрешность в жизни изменила всё, и Великий Счетовод сошёл с ума. Как видите, простенько и вкусно, с фирменным громовским юмором. А теперь давайте сравним этот сюжет с трепыханиями кадавра на экране.
Место действия номинально сохранено, но Дмитрий Грачёв почему-то решил, что мир-болото лучше всего снимать в песчано-галечной приливной зоне Исландии. Во всей России этому творческому человеку не нашлось ни единой болотины по вкусу! Видимо, сказался многолетний опыт работы на телеканалах «НТВ», «Культура» и «ТВ-6» — богема, что с неё взять… Более разумных вариантов объяснения выбора местности для изображения болота у меня нет. Так и гуляют персонажи с палками наперевес весь фильм по каменистому пляжу, делают вид, что это бездонная трясина, и жгут костры. Спасибо, хоть песен под гитару не поют и картошечку в золе не запекают. Анна Чиповская даже ополоснуться успела под струями неизвестно как оказавшегося здесь водопада (как будто мы её голой нигде не видели).
Следующим режущим глаз «улучшением» стало обращение к жанру антиутопии. Всё это чрезвычайно многозначительно, «заставляет задуматься» и соответствует поучительным традициям русской культуры, но, позвольте, где же она, эта самая антиутопия? Её нет, она лишь заявлена. Александр Громов зубоскалит над метаморфозами понятия «смертная казнь» в так называемом гуманном обществе, и только. Грачёв отказался от многого из этих размышлений, практически утратив при вольной передаче их смысл, но не смог родить ничего умного. Получилось два очень разных по уровню и почти не связанных друг с другом пласта рассуждений: громовский кастрированный и невнятный грачёвский. Оба удалось прилепить к фабуле только в форме закадрового вкрадчивого голоса а-ля шансон, которому очень и очень далеко до голоса автора в экранизации «Войны и мира» от Сергея Бондарчука. Вся режиссёрская фантазия иссякла на нескольких репликах злодея-такого-злодея из голографического ящика и «самолёте» в бункере, из-за которых пришлось вводить в сюжет лишние действующие лица и совершенно ненужные движения для всех остальных персонажей.
Наконец, наивное и неправдоподобное решение абсолютно всех конфликтов бесповоротно испортило всё, что только смогли вытянуть актёры, Евгений Миронов в особенности. Апофеоз небывалого: здоровенный урка, об лоб которого поросят убивать можно, тащит на закорках отказавшегося идти интеллигента. Как мило, просто Серый Волк с Иваном Царевичем! Советская «Сказка странствий» при всей своей доброте и душевности была куда как жёстче и правдоподобней, про мультипликационный фильм «Маугли» Романа Давыдова вообще лучше не вспоминать.
Простите, но анализировать здесь нечего: интересная повесть и неинтересный фильм существуют отдельно. У Александра Громова взяты лишь несколько имён собственных, всё остальное возникло в головах режиссёрского коллектива. «Вычислитель» мог бы стать зрелищным фантастическим боевиком с немалой долей приключений и драмы, ничем не хуже «Враг мой» Вольфганга Петерсена, но превратился из-за отвратительной режиссуры и неуважения к литературному источнику в несвязное и абсурдное нечто. Я считаю эту неудачу невосполнимой потерей российского кинематографа и оскорбительным плевком в лицо всей русскоязычной фантастики.
Все связано, или Бесконечный танец будущего, настоящего и прошлого
В небольшом городке Винден, затерянном посреди немецких лесов, никогда не происходило ничего дурного. Почти никогда. До того момента, пока не пропали сперва подросток Эрик Обендорф, а вскоре и еще один ребенок. Все теряются в догадках, куда подевались дети, полиция безрезультатно роет носом землю, но есть и те, кто ожидал, что такое может произойти снова. Ведь 33 года назад уже исчез ребенок, которого так и не смогли отыскать. И лишь единицы могут правильно сформулировать вопрос, связанный с этими исчезновениями: не «где» находятся пропавшие дети, а «когда»?
Европейский проект на Netflix? Да еще и с хорошим “сарафаном», вдобавок сравниваемый с приятными «Очень странные делами»? Однозначно смотреть!
Впечатления после Dark остаются хорошие. Перед нашими глазами провинция, но на этот раз не американская как в том же «Фарго», а вовсе даже европейская. Что накладывает определенный отпечаток.
Криминал в Виндене огромная редкость, но скелетов практически у каждого обитателя городка полные шкафы. Суровый полицейский Ульрих активно ходит на сторону от своей располневшей и занятой работой жены. Его любовница Ханна и ее сын Йонас параллельно переживают самоубийство отца семейства Михаеля. Муж еще одной полицейской – Шарлотты – оказывается неравнодушен к мужчинам, а сама Шарлотта вынуждена не только работать над исчезновением Эрика, но и активно заниматься семейными проблемами. И так у любого персонажа. Опять же за полностью благополучным фасадом скрывается куча комплексов и внутренних (а зачастую и внешних) проблем.
Шикарнейшая подвязка всех без исключения важных персонажей, фактов и событий в единый клубок взаимосвязей, контактов и конфликтов – одна из фишек данного телепроекта. Практически всегда в фокусе камеры и зрительского внимания находится один-два-пять главных героев. Остальные лишь фон, массовка. В Dark массовки нет вовсе. Каждый из персонажей делает что-то для понимания или лучшего раскрытия магистральной линии. Как и в жизни, почти любой из встреченных на пути может оказать на тебя прямое или опосредованное воздействие, помочь или навредить, подсказать или запутать. Все вокруг связано прочнейшими нитями взаимоотношений. В этом отношении Тьма потрясающе достоверный и жизненный сериал. Плюс, как и в жизни, тут нет полностью добрых и полностью злых людей. Любой ребенок ангельского вида способен на подлость и гадость, и самый бомжеватого вида мужик может спасти тебе жизнь. Каждый может утворить что угодно. Все хорошо проработано, связи и переходы продуманы, как и структура сериала в целом. Факты и случайности нанизываются один на другой, будто звенья единственно возможной цепочки. Что вызывает нешуточное уважение к объему работы, проделанной создателями проекта.
Также в плюс постановщикам нужно поставить антуражность и загадочность событий. Детективная линия, проходящая почти через весь хронометраж, смотрится как влитая. И хотя куда деваются дети, более-менее проясняется довольно быстро, почему и что, собственно говоря, происходит, мы не узнаем до самого финала (а то и после). Информация зрителю подается дозировано, постепенно, шаг за шагом. Что приятно, нет практически ничего лишнего, почти каждый поворот сюжета аккуратно ведет нас к развязке. Казалось бы – ничего удивительного, так и должно быть. Однако посмотрите многие ли теле или кино картины могут похвастаться корректным воплощением этих азбучных истин.
Серьезных плюсов антуражу добавляет гнетущий саунд и густые леса, окутывающие злосчастный Винден (здравствуй, Твин Пикс), постоянный дождь, идущий тут чуть ли не половину экранного времени. И вечно исходящие паром трубы местной АЭС. Еще одного полноценного героя сериала. Да уж, в такой атмосфере легко поверишь в любую околонаучную и не только чертовщину.
Что касается фантастического элемента, он настолько органично вплетен в канву происходящего, что фантастикой поначалу и не кажется. И хотя уже к концу второй серии нам приходится пересмотреть первое впечатление, «Тьма» долгое время воспринимается более реалистично, чем большинство сериалов «за жизнь».
А потом фантастика уверенной рукой берет свое, и начинается самое интересное. Отменно смотрятся переключения временных пластов, прыжки из эпохи в эпоху, кадры из разных периодов, идущие подряд один за одним. Теории по поводу черных дыр. И, конечно, хронопутешествия, а также старые добрые размышления об эффекте бабочки – возможно ли изменение прошлого, или время непобедимо? Существует ли предопределение, или человек обладает свободой воли? И главное, к чему приведут попытки исправить былое, а заодно и грядущее? Казалось бы, уже сколько раз мы такое видели и читали, но не надоедает.
Как видите, постановщики замахнулись на концепцию «все связано и воздействует друг на друга» не только в людских отношениях, но чуть ли не во всем мироздании. Что абсолютно ненаказуемо, ведь концепция «цикличности, связи времен» — штука популярная. Взаимное влияние прошлого и будущего, причинно-следственные связи, все мы родом из прошлого (на которое порой может воздействовать будущее), обреченные попытки исправить положение, «я просто очень удивилась, увидев его здесь, потому что у меня с ним назначено свидание в Самарре». Этот концепт вполне заслуживает еще одного воплощения на экране. Тем более в таком качественном исполнении.
Эрго. Приятное и неторопливое детективное хроно-размышление о предопределенности и связи времен на фоне провинциального немецкого городка, полного отлично подвязанных и проработанных персонажей.
P. S. Похоже одним сезоном дело не ограничится. По крайней мере, финал дает массу возможностей развития сюжета.