Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lith_oops» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 28 апреля 2010 г. 18:17

Эту книгу можно было бы считать схожей с тем, что нынче выплывает из блогосферы, да размах не тот. Сейчас выплыть проще, если учитывать настроение плебса, а вот сразу с автобиографической прозой – да в издательство, – это уже сложнее.

Нечто похожее, хоть и менее автобиографичное, писал Севела. Легко, искрометно, с вопросами и попыткой подтолкнуть читателя к размышлениям. Уж хоть к каким-то. Хоть и похоже на жежешную прозу.

А жежешная проза – это просто попытка понравиться всем сразу. Кому не лень, может отследить Темын дневник за последние пару лет: чем бредовее его посты, тем выше он в рейтингах. Причем он делает это нарочно, так что ладно, а вот когда в угоду публике автор опускается все ниже и ниже – становится грустно. Причем я отнюдь не против популярности, а очень даже за. Но я уже рассказывала историю про открытие мной Карнеги — эта штука реально работает, но возникает вопрос: а зачем? Зачем Теме куча быдла, которая поднимает его на верхушку рейтинга? Ведь умнейший и интеллигентнейший человек, хотя бы по матушке.

Так вот, такие люди, как Арбатова и Севела ухитряются не опускаться до уровня потребителя, оставаясь при этом на плаву. Буквально таких по пальцам можно пересчитать. Автобиографическая проза – жанр довольно сложный, если подходить к нему серьезно. Рефлексия, умноженная на байки, с предполагаемой моралью в каждой и намеками на ответ. Или байки, как иллюстрации к морали.

Некоторые художественные книги, очень немногие, могут похвастаться таким качеством: когда захватывающее повествование – это всего лишь оформление вопроса, который иначе никто бы и слушать не стал. И я в том числе. :) Чистая философия – штука неимоверно скучная. Так же, как чистое искусство сильно напрягает нервную систему – при условии, что торкнет.

Так Маша в очередной раз рассказала нам за свою жизнь так, что этот рассказ читается ничуть ни хуже любой сюжетной литературы, а вопросов задает больше, да еще и повергает в ностальгию. По крайней мере меня, а постсоветское поколение просто не станет ее читать, ибо ностальгии такой же избыток, как и длинных слов.

Книга захватывает не только жизнь автора (она же главная героиня – естественно), но и два поколения родственников – как настоящая еврейская девочка, она про них не забывает. Честно говоря, истории про дедушек-бабушек я пропустила, поскольку они показались мне не очень интересными, а вот про родителей написано очень искренне и образно. Из описания их характеров читатель вполне может представить себе, как сложился характер героини. Немножечко похоже на автобиографию Хмелевской, да и образ родителей вполне схож. Хоть Хмелевская, конечно, смешнее. :)

Из довольно тяжелого детства повествование переходит к юности, которая мне показалась почти богемной – после моего-то рабочего райончика, построенного от двух заводов, Арбат выглядит как заморское королевство, а его обитатели – графья, князья и вааще богема. Надо мной в отрочестве мило шутили: «А скажи такое слово, которого никто не знает». А что делать, если окружающие половину моих слов, честно натасканных из литературы, таки не знали? Да, лучше быть богатым и здоровым… Но закалка обязательна. Для героини это было детство в интернате для детей с последствиями полиемиелита, а условия там были едва ли лучше, чем в тюрьме. Для меня – окружение. Без этого никак, к сожалению – вырастешь бесхребетным нытиком. Это, кстати, тоже следует из книги – когда героиня возвращается из интерната в обычную школу, то воспринимает ее скорее как детский сад – другие люди, другие проблемы – все сглажено и смягчено. Человеку с закалкой в таком мире выжить легче.

Дальше – тоже, как у Хмелевской. Много разных мужчин, много разных историй. Много бесконечных попыток удержаться на плаву в советской действительности, не скатившись при этом ни в новоруссизм, ни в ноющую псевдотворческую псевдоэлиту. Еще одно подтверждение тому, что удержаться в золотой середине – это всегда самое сложное.

2009-01-27




Статья написана 21 апреля 2010 г. 20:04

Начала читать и порадовалась: свежесть чувств, легкий налет юношеского максимализма, грамотная смесь фэнтези и сайфай… А к концу уже недоумевала: это мне надоело читать или Логинову – писать? Вернее всего, что первое вытекает из второго, а оттого вдвойне грустно.

К этому автору у меня спорное отношение. Я бы сказала, что он умен, более чем талантлив, и слишком ортодоксален. И иногда в совершенстве больше недостатков, чем в самих недостатках. Взять хотя бы его Колодец — в трехстах с мелочью страницах втиснута целая эпопея, бесконечно динамичная, с легким налетом рефлексии и морализаторства. Все хорошо, кроме одного – я от этой книги очень устала. Как будто вместо компотику глотнешь сиропу: вроде и вкус насыщенный, и аромат концентрированный, а не идет.

Другое дело с Далайном и Светом в окошке — первый просто гениален, второй бесконечно размышлятелен – это что касается романов. А вот его рассказы, которые мне удалось осилить, ничего, кроме отвращения, не вызвали.

Оттого и говорю, что отношение спорное. Обычно работы в пределах одного автора более однозначны. Поэтому начинать Ведьм я побаивалась, но хотелось крупной формы и чего-то несерийного. А то привычка нырять в серии хороша в юности, а потом от них уже требуется отдыхать. Вот и подумала: в романах автор проверенный, да и давно хотела прочесть – хорошо, любимый напомнил.

Первую сотню с мелочью страниц проглотила влет, а потом забуксовала вместе с автором. В последний раз у меня такое впечатление было от Никитинских Семеро тайных – автор просто не знал, что еще сказать и выливал на страницы поток сознания. Но если Никитин в целом халтурщик, и от него неудивительно ожидать подобного, то с Логиновым было просто обидно.

2009-01-23




Статья написана 1 апреля 2010 г. 19:11

В последний раз настолько спорные ощущения у меня были только от Метро Глуховского. Когда отличная задумка, имеющий место быть талант и даже некоторая идейность почти начисто губятся качеством исполнения. Как говаривал герой Старицкого: «Такой бриллиант! В таком навозе!».

Начинается книга с диалога, аналог которого в виде гиперболы приводил Каганов в своей критической статье «Чем пахнет в трюме звездолета?»:

«- Как известно, наш корабль движется со скоростью, в три раза превышающее скорость света! – произносит командир кораля Добров, обращаясь к звездолетчикам.

— А все потому, — вскакивает бортинженер Северов, — что мы используем в нашем двигателе энергию гравитационного распада плазмы!

— Но как же наш корабль выдерживает такие нагрузки? – удивленно поворачивается к нему штурман, красавица Легкова, и, не дожидаясь ответа, сама уточняет: — Ах, я и забыла про уникальное покрытие из кристаллических ионов!»

Смех смехом, а Нелюдь начинается точно так же.

Устами одного из героев нам долго объясняют строение космической хренотени, причем с приведением ряда цифр. Автор, конечно, пытается объяснить сие неподтребство цитированием технической документации, но к чему было бы это цитировать? Реклама прокладок олвейз: вдвое уменьшена нагрузка на крыло и улучшена маневренность. Даже Крайтон в Рое так не позорился: у него герой, который разбирается в вопросе, разъясняет технические моменты тому, кто не разбирается. Тоже убого, но хоть немного оправдано. «Ах, я и забыла про уникальное покрытие из кристаллических ионов!»

Причем грустно то, что с -дцати страниц этой белиберды книга, собственно, и начинается. Нетерпеливый читатель просто не дотянет до того момента, когда будет и умно, и интересно, и идейно. А это обидно.

2009-01-16




Статья написана 24 марта 2010 г. 19:43

Тяжело писать рецензии к таким авторам, как Капитан – уже все сказано до нас и вряд ли у меня получится блеснуть оригинальностью. Ну что ж, я просто перескажу свое впечатление.

Именно с этой книги у меня началось знакомство с автором и ему я обязана одной из бессонных ночей – пока не дочитаешь, все остальное не имеет значения. Правда, я тогда была чуть более впечатлительной, что не отменяет таланта мастера, но четко обозначает его целевую аудиторию – молодежь призывного возраста, ранние представители технической интеллигенции. Технической – потому что там больше нуворишей, которые уже научились думать, но еще не разучились действовать.

Я бы отнесла эту книгу, да и все Хроники Хьёрварда к Летописям разлома, а не только к Мирам Упорядоченного. К предисловию – потому что, когда я добралась до истории с Фессом, я уже подзабыла Воина, оттого долго раздумывала кто кому кем из богов приходится. А богов много, взаимоотношения у них сложные, а отношение к ним читателя меняется от главы к главе, потому что старина Ник явно не терпит постоянства. И очень не любит богов – в основном родного христианского, но и всем остальным достается. А в Хрониках Хьёрварда как раз и дается весь расклад и все -надцать томов саги о Фессе идут полегче, потому как все уже родные, как в Санта-Барбаре.

Несмотря на присутствующее в повествовании разъяснение пантеона Миров Упорядоченного, Воин – очень отдельная книга. Про свергнутую эльфийскими отщепенцами королевскую семью Хьёрварда. В очень-очень волшебном мире. В отличие от битвы гигантов, которую в дальнейшем нам долго и упорно будет демонстрировать Фесс, здесь речь пойдет о простых людях – ну если забыть, что это все же короли. Но по ходу повествования на трон им забраться не удастся, оттого они превращаются в очень даже простых.

Синопсис

Потом читала Нелюдь Латыниной. Впечатления очень спорные, есть о чем рассказать. Только собраться надо…

2009-01-12




Статья написана 19 марта 2010 г. 16:25

Всю книгу меня не покидало ощущение, что я читаю раннего Шелдона — причем я имею в виду не его ранние романы, а юношеские пробы пера, которые, возможно, имели место быть.

Тем не менее, Хейли – это Хейли, и книга хороша. Особенно после Кристофера :)

Как и ожидается, это профессиональный роман про банкиров, хотя мое извращенное постсоветское сознание упорно пыталось представить собственно менял – каковые в некоторые времена имеют место под кантором. Вот недавно были – в Россию за валютой ездили, а у нас продавали. Тоже хлеб. Но, оказывается, жизнь банкиров – она сложнее. Правда, лично мне с трудом представляется нечто более сложное, чем торчать по полсуток в грязном, непроветриваемом вагоне, дабы потом стоять на морозе в надежде заработать копеечку.

Опять же, финансовые структуры далеких Штатов сильно отличаются от наших. Ну и уровень жизни туда же. И анекдотичность их операций. Поскольку к финансам я имею некоторое отношение, то очень видна разница. Например – графики, отчеты, сводки. Нет у нас такого. Любой махинатор, будь то банкир или реальный меняла из-под кантора, все это держит в голове. Точнее, так: есть и отчеты, и графики, и сводки. Только те, кто умеют их писать и читать у истоков бизнеса не стоят. И полкопейки на курсе – будь то валюты или акций – не замечают. А умники-финансисты сидят у них на зарплате. Как я. :)

2008-12-27







  Подписка

Количество подписчиков: 40

⇑ Наверх