Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 14 декабря 2016 г. 19:30

Традиционная интернет-премия "Книга Года", проводящаяся на ФантЛабе, давно стала для меня важной частью литературной жизни, поскольку позволяет узнать мнение широкого круга читателей, любящих фантастику и фэнтези.

Учитывая количество вышедших за год произведений, надо признать, что задача выбрать лучших — довольно сложна, особенно, если хочется отметить разные жанры. Поэтому, чтобы упростить — или затруднить, хи-хикс — эту задачу для лаборантов, я решил поделиться своей точкой зрения на возможные топы по самым популярным номинациям.

Итак!

Лучший роман / авторский сборник зарубежного автора:

Если говорить про НФ, то хорошие шансы у романа Джеймса Камбиаса «Тёмное море» (рецензия) — добротная планетарная НФ с элементами приключений и ксенологии.

Однако у него есть сильный соперник из области хард-НФ, а именно Питер Уоттс, аж с двумя книгами — романом "Эхопраксия" (рецензия) — острый и жесткий роман гранитно-твердой НФ с множеством гипотетических примесей — и сборником «По ту сторону рифта».

На пятки им наступает Грег Иган с романом "Город перестановок" (рецензия воспоследует). Впрочем, на мой вкус, Уоттс будет посильнее, тем паче что книга Игана банально немножечко устарела — с 1994 года, ага.

Не стоит окончательно списывать со счетов и Йена Макдональда с его «Бразильей» (рецензия) — качественная НФ, в которую вплетены детектив и альтернативная история.

В плане фантастических, но не столь научных вещей, можно отметить Паоло Бачигалупи с "Водяным ножом" (рецензия), где создана жесткая смесь апокалипсиса, экшена и детектива.

Если обратить взор к фэнтези, то явным фаворитом будет Роберт Вегнер с двумя книгами-сборниками из цикла «Сказания Меекханского пограничья» (рецензия и рецензия). Это отличное фэнтези, объединяющее элементы эпика, героики и дарка, которое затем дополняется авантюрой.

Заслуживает внимания неординарный роман Кэтрин М. Валенте «В ночном саду» (рецензия), который я бы охарактеризовал, как фэнтезийно-сказочное красочное и затейливое мифопоэтическое полотно, сотканное из множества историй.

Можно вспомнить и про занятный дебют Блейка Чарлтона - «Чарослов» (рецензия), который представляет собой удачное сочетание магической лингвистики и классического взросления.

А ведь был еще «Расколотый мир» Феликса Гилмана (рецензия), хороший образчик «new weird», в котором стерты границы между фэнтези, научной фантастикой и триллерами.

Лучший роман / авторский сборник отечественного автора:

Уже традиционно одно из первых мест следует бронировать для Олди, в данном случае — романа «Пленник железной горы»сильное фольклорно-якутское фэнтези, в котором сведены философские, психологические и приключенческие мотивы.

Также я непременно проголосую за новый роман Надежды Поповой «И аз воздам» из цикла "Конгрегация"очередная часть фэнтезийно-квазиисторического мира, в которой Гессе сталкивается лицом к лицу с доселе неводомой угрозой.

Порадовал меня роман Павла Корнева «Падший», также цикловой, бодрая авантюрно-детективная история.

Уверенно дебютировал Андрей Кокоулин с романом «Северный удел» (рецензия) — трагическая детективная история, пропитанная кровавой магией.

Нельзя не упомянуть редкий научно-фантастический дебют Роберта Ибатуллина «Роза и Червь» (рецензия) — добротная твердая НФ космического масштаба.

Ну и заодно проверим, будут ли сильны позиции Алексея Пехова на примере «Созерцателя»нуарно-фэнтезийной книги, ознаменовавшей начало нового цикла.




Надеюсь, данный обзор поможет вам сориентироваться, сэкономить — или наоборот потратить с толком — ваше время. Приятных книжных открытий!


Статья написана 24 ноября 2016 г. 10:53

Аннотация:

Жан ле Фламбёр бежал из тюрьмы, но всё ещё не на свободе. Чтобы отплатить долг, ему придётся взломать разум живого бога. Но когда ставки раскрыты, Жан должен решить, насколько далеко он готов зайти в этом деле.




Постсингулярное будущее научно-фантастической трилогии "Квантовый вор" Ханну Райаниеми выстроено по законам квантовой механики, криптографии и информатики, а также физики наноразмерных структур, однако автор заходит так далеко, что наука становится неотличима от магии. И образы создаются из мрака и сияния, плена и свободы, страхов и мечтаний. Соборность неутомимо стремится к Великой Всеобщей Цели, чтобы усмирить реальность и создать новую вселенную, где воскреснут все умершие. Тем не менее, Основатели параллельно плетут интриги, а кланы зоку ведут неясную игру.

Теперь вор Жан ле Фламбер отправляется на Землю, претерпевшую немалые изменения после Коллапса, чтобы исполнить приказание богини и отыскать ключ к разуму Основателя Чена. В земных пустынях бушуют яростные вихри дикого кода, зорко рыщут в поисках добычи дикие джины, похитители тел, и где-то там же таится загадочный Сад историй. Восточный антураж "Тысячи и одной ночи" прекрасно подходит к разворачивающимся во "Фрактальном принце" запутанным интригам, затерянным сокровищам и многочисленным историям. Историям о девушке, которая сумела полюбить монстров, и старце, который так любил жену, что отвернулся от дочери. Историям о мести и хитрости, о верности и предательстве, о борьбе против слуг Соборности и охоте муталибунов за гоголами, о полетах рух-птиц и нападениях зверей-химер.

Как обычно Райаниеми пишет крайне сложно, по-прежнему выдавая сведения малыми порциями, чтобы читатели самостоятельно собирали головоломный паззл, разбираясь в хитросплетениях далекого будущего. Ключевой момент, обыгрывающийся во "Фрактальном принце" еще больше, чем в "Квантовом воре", это дуализм разума и материи, который Соборность сводит лишь к информации, используя загрузку-оцифровку сознания с одной стороны и фабрикаторы на основе нанотехнологий — с другой. Однако, чтобы похитить разум Основателя, приходится изрядно постараться — проникнуть в малое Царство зоку, вступить в соревнование с гоголами других Основателей, обмануть джиннов и добраться до потерянного аль-Джанна Пушки. В свою очередь обитатели Сирра сплетают плоть с виртуальностью, создавая глубочайшую связь между человеком и его джинном-компаньоном. И у них тоже есть свой таинственный защитник и покровитель.

И вновь повествование сплетается из двух сюжетных линий. В первой вор Жан ле Фламбер, оортианская воительница Миели, корабль "Перхонен" и их хозяйка Пелегрини разыгрывают сложнейшую комбинацию, чтобы выжить в грядущей войне Основателей. Вторая же сюжетная линия, как и в "Квантовом воре", посвящена жителям, но на этот раз не Ублиетта, а Сирра, города на Осколках, последнего человеческого города на Земле. Сирра, где есть необычная женщина Таваддуд, которая носит в сознании часть разума Аксолотля, самого страшного джинна и Отца похитителей тел.

Итог: отличное сплетение постсингулярной-НФ и увлекательной авантюры.

Моя оценка: 9/10




Впервые сжатая версия рецензии была опубликована в журнале «Если 2016'3».

Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Ханну Райаниеми «Квантовый вор».

  2. Рецензия на роман Яцека Дукая «Идеальное несовершенство».


Статья написана 14 ноября 2016 г. 15:41

Аннотация:

На планете Ильматар, покрытой километровым слоем льда, команда ученых изучает живущую глубоко под водой загадочную слепую расу. Земные исследователи заключили хрупкое перемирие с Шоленами, первыми существами которых люди встретили в космосе: они могут свободно продолжать свою миссию до тех пор, пока не тревожат обитателей Ильматара.

Но когда Анри Керлек, известный репортер и беспечный авантюрист, оказывается захвачен любознательными ильматарцами, напряженность между Землей и Шолен нарастает, приводя к дипломатической катастрофе, которая угрожает обернуться эскалацией войны.

На фоне глубоководной партизанской войны новая эра освоения космоса начинается для человечества со столкновения чужеродных культур. Обе стороны ищут помощи у новопросвещенных ильматарцев. Но что эта борьба предвещает для аборигенов и будущего людей — сокрыто мраком неизвестности в «Темном Море» Джеймса Камбиаса.




Спутник Ильматар, вращающийся вокруг массивного газового гиганта Укко, не представлял бы ни малейшего интереса для исследователей, если бы не разумная цивилизация, обитающая на дне двухкилометрового океана, залегающего под толстенным слоем льда. Человечество уверенно и всесторонне приступило бы к изучению биосферы и сотрудничеству с ильматарианами, если бы не могущественная цивилизация шоленов, которые потребовали, чтобы земляне никоим образом не контактировали с местным населением. Статус кво сохранялся бы довольно долго, если бы не самонадеянная выходка доктора Анри Керлека, подвизающегося на ниве массового научпопа, создавшая предпосылки для полноценного Контакта. Выходка, оказывающаяся камешком, который вскоре сорвет лавину.

Довольно любопытно, что в дебютном романе "Темное море" Джеймс Камбиас, закончивший университет по специальности "история науки" и занимающийся созданием настольных игр, обратился к научной фантастике, тонкостям ксенологии и проблемам контакта. Первой главой книги стал рассказ "Океан слепцов", опубликованный еще в 2004-ом году. Если проводить аналогии, то роман Камбиаса — это Питер Уоттс без гранитного хард-НФ и препарации социопатической психики или же Дэвид Брин без пространной публицистической философии. В результате получается переплетение приключенческой сюжетной линии с ксенологическими этюдами, которое сдобрено социальными ремарками и черным юмором.

Три различные цивилизации — три главных героя. Землянин Роб, сотрудник станции "Хитоде", специалист по подводным камерам и управлению беспилотниками. Абориген-ильматарианин, Широкохвост, землевладелец и любитель научных изысканий. А также представительница шоленов, Тижос, участница миссии, цель которой определить последствия инцидента на культуру ильматарианцев. Обстоятельства сведут их вместе, заставят найти общий язык и выбрать сторону в стремительно разгорающемся конфликте... Его причина банальна и печальна — политика. Несмотря на подавляющее научно-техническое превосходство цивилизация шоленов придерживается политики изоляционизма. В прошлом их вид неоднократно оказывался на грани вымирания из-за войн, поэтому теперь они настороженно смотрят на молодые цивилизации, способные на экспансию. Инцидент оказывается лишь поводом, чтобы усилить давление на людей. Однако любое действие вызывает противодействие. В таком случае эскалация неизбежна.

Особо стоит отметить подробно продуманную и описанную цивилизацию ильматариан. Камбиас учитывает и географические особенности — поселения вокруг геотермальных донных источников, где трубопроводы перераспределяют тепло. И биологические — ильматариане общаются и ориентируются по данным эхолокации, поэтому краски подводного мира для них не существуют, зато они кодируют слова количеством постукиваний и обладают прелюбопытной лингво-арифметической системой. И социальные — каждая общественная группа придерживается выгодной именно для нее стратегии. Землевладельцы стараются контролировать арендаторов и подмастерий, ремесленники охотно поддерживают законы о равном распределении части рыбного улова, а бродячие разбойники внимательно выбирают уязвимые жертвы — малочисленные караваны и поселения. Древние развалины надежно хранят свои тайны — ведь с гибелью обитателей умирают и словарные системы, а без них эхогравюры превращаются в бессмысленный рельеф.

Затрагивая множество вопросов, Камбиас исподволь неоднократно возвращается к теме контакта и взаимопонимания, как внутри вида, так и между цивилизациями. Довольно забавно были отражены неожиданные последствия кардинальных различий в мировоззрении. Шолены уверены, что люди рациональны и строго соблюдают иерархии. Для ильматариан-землевладельцев священно понятие "дом". А людям чуждо Согласие шоленов — сочувственное единомыслие-компромисс, опирающееся на физиологию. Можно ли найти общий язык при столь глубоких различиях? И на чем он может быть основан — товариществе, науке или противостоянии?

Итог: добротная планетарная НФ с элементами приключений и ксенологии.

Моя оценка: 8/10


Статья написана 7 ноября 2016 г. 11:25

Аннотация:

Эпоха Объединения, наступившая на Старой Земле в XXI веке, определила развитие человечества на все последовавшие столетия. Империя Эваргарда, возникшая после Объединения, осваивает космос, захватывая все новые и новые миры.

...Он проснулся последним. Маркировка на «спальнике» идентифицирует его как адмирала Эвагардской империи — такой же сюрприз, как и трое практикантов под его началом. Он не носит униформы и не осведомлен о военном протоколе, но отчеты судна подтверждают, что он — вышестоящее должностное лицо.

Адмирал ли он Эвагардской империи или шпион Ганрайского содружества — не имеет большого значения, ведь скоро они все будут мертвы. Под ними неизвестная планета, системы их корабля отключаются одна за другой, а кроме того они здесь... не одни.




Если на космическом корабле работает лишь аварийное питание, то дела, явно, обстоят паршиво. Если же электроснабжение отсутствует вовсе, а действуют лишь вспомогательные системы, имеющие автономные источники питания, то можно смело записывать себя в покойники. Экипаж бесследно исчез, компьютерные системы необратимо испорчены, а запасы энергии на нуле. Положение катастрофично и усугубляется тем, что помимо главного героя на борту корабля находятся только трое практикантов, свежеиспеченные военные, которые получили свои первые назначения и сразу на флагманский корабль эвагардской империи, но внезапно проснулись на судне ганрайской постройки. И завоевать их доверие, учитывая обстоятельства, будет нелегко.

Дебютный роман "Адмирал" Шона Дэнкера начинается довольно стандартно — резкое пробуждение главного героя, постепенное знакомство с окружением — но вскоре атмосфера неизвестности и постоянное ожидание некоей угрозы создают эффект полного присутствия, с головой увлекая читателя в стремительный бег наперегонки с запасами энергии, доступным кислородом, брикетами еды и другими опасностями, которые не заставят себя долго ждать. Автор уверенно собирает антураж из традиционно космооперных деталей, дополняя их некоторыми НФ-элементами. Темные и пустые коридоры, мрачные уголки машинного зала сами по себе навевают беспокойство. Технологические люки, переплетения труб и неплотно закрытые кожухи и вовсе заставляют поминутно озираться, напряженно ожидая удара в спину.

Ситуация ухудшается из-за того, что среди персонажей единства нет и не предвидится. Грузовоз полон загадок, как связанных с исчезновением экипажа и поломкой систем, так и с особенностями содержимого в трюме, корабельного оборудования и оснащения. Ко всему прочему, главный герой явно многое скрывает от товарищей по несчастью. Но и те не спешат делиться своими секретами. Энсин Нилс, техник и специалист по компьютерным системам. Предпочитающий выполнять приказы и не любящий открытые конфликты. Лейтенант Дейлани, военный медик и биолог, чья настойчивость и подозрительность граничат с агрессивностью и паранойей. Рядовая Салмагард, специалист по переговорам — дипломат. Потомственная аристократка, которая по неясным причинам оказалась в роли обычного солдата. Слишком пестрая компания со слишком острыми углами характеров и подозрительными недомолвками. Искры гарантированы, как и набитые шишки.

Смешайте холодный триллер, головокружительную авантюру, осколки загадок и немного дозированного экшена. Заставьте героев бороться за выживание, но чуть ли не ежечасно усложняйте ситуацию, ломая предыдущие планы. Каждый раз, когда кажется, что картина сложилась, добавляйте новые загадки и нестыковки. А потом продемонстрируйте, что подсказки были давно сделаны, но оставались незамеченными. На выходе получится динамичная приключенческая история, где доминируют атмосфера и новизна ощущений, а в промежуточном финале аккуратно сводятся все сюжетные и смысловые линии. Масштабы вселенной позволяют автору спокойно продолжать цикл о вселенной, где эвагардская империя, основанная на передовой науке и власти вечной императрицы, враждует с ганрайским содружеством, которое управляется королями и уступает в техническом плане своему сопернику — империи. Пока что Эвагард одержал сокрушительную победу, уничтожив Ганрайскую столичную космостанцию вместе с правительством. Но что будет на следующем витке истории?

Итог: атмосферное и напряженное выживание в отсеках космического корабля.

Моя оценка: 8/10


Статья написана 20 октября 2016 г. 18:19

Аннотация:

Первый контакт человечества с иным разумом начался... полным истреблением человечества — если не считать горсток выживших в подземных убежищах и на орбите. Впрочем спустя столетия память о далеком враге оказывается слабее неприязни к ближнему. Увлеченные политическими дрязгами жители Луны, Венеры и Марса не обращают внимания на покинутую и изуродованную Землю, где тем временем появляется новая чуждая жизнь.




Ландшафт русскоязычной космической НФ в последние годы достаточно скуден, особенно в сравнении с западными горными массивами. Можно навскидку перебрать самые яркие и строго жанровые ориентиры: Глеб Гусаков и НФ-возрождение, Сергей Жарковский с "Я — Хобо", "Прикладное терраформирование" Эдуарда Катласа. При желании подтягиваем нестандартную ретрофантастику Петра Воробьева и военную космооперу Александра Воробьева. Поэтому дебютный роман "Роза и червь" Роберта Ибатуллина, учитывая грамотное информационное сопровождение, был изначально обречен на пристальное внимание знатоков и критиков, как благожелательное, так и предвзятое.

Первое, что бросается в глаза — автор уверенно и детально моделирует описываемые события, используя знания из различных областей физики, астрономии, математики, химии и даже биологии. Идет ли речь про бомбардировку Земли релятивистскими снарядами, работу антропофабрик внутри астероидов или принципы, на которых базируются тьюринги и нейроманты. Второе — Ибатуллин работает с цивилизационным размахом, описывая глобальные взаимодействия и процессы, эволюцию разума в масштабах вселенной, не ограничиваясь третьей от Солнца планетой и даже всей Солнечной системой, но при этом удерживается в рамках прагматических гипотез.

Начинается роман, как популярный зрелищный блокбастер — с впечатляющей картины уничтожения почти всей человеческой цивилизации. Целыми остались только орбитальные станции, лунные и марсианские базы, сохранившие и развившие высокие технологии. Однако Ибатуллин удержался от соблазна свести историю к постапокалиптическому боевику и ограничился отдельными экскурсиями по искалеченной Земле. Получилось панно из мечети Московской Богоматери, воровского кубла межкультурного Моста и офицеро-боярской Руссии. Однако основной сюжетный узел, в котором переплетается геополитическое противостояние Космофлота с дуэтом лунного Триумвирата и Марса, рискованная борьба человеческой цивилизации с загадочными и смертельно опасными аквилианами, внутренние интриги колонии Рианнон, попытка дочери овер-коммандера Зары Янг проявить себя талантливой руководительницей — этот узел располагается на базе Рианнон, вращающемся между орбитами Земли и Марса астероиде. Именно там разыграется активная половина партии между людьми и пришельцами. Вторая же — пассивная — развернется на Земле, где агенту Арлекину придется потрудиться, чтобы выжить среди бомбардировок, хаоса и варварства, а юному Саиду — чтобы выполнить задание звезды. Яркой, белой, немигающей.

К сожалению, "Розу и червь" нельзя назвать идеальным романом. И даже отличным — разве что с некоторой натяжкой. Скорее это экспериментальный образец со всеми сопутствующими зазорами, дефектами ручной обработки, погрешностями сборки и запоздалой подгонки деталей. Автор играет с формой подачи информации — пьесы, передачи, документы — но порой все равно не хватает увлекательности и сопричастности. Психологические портреты и отношения персонажей несколько специфичны, а объяснение появляется уже пост-фактум. Финал возникает резко, словно сорванный стоп-кран, и хотя Ибатуллин утверждает, что сюжет закончен — но читатели вполне справедливо ожидают, что стоило осветить и возможные осложнения. Однако роман потенциально ценен тем, что способен породить малосерийное производство, а то и целую НФ-нишу, прежде занятую зарубежной фантастикой. Нишу, где рассматривается место человечества в сложном системе-организме, объединяющем развитые цивилизации во вселенной.

Итог: добротная твердая НФ космического масштаба.

Моя оценка: 8/10





  Подписка

Количество подписчиков: 284

⇑ Наверх