Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 20 ноября 2016 г. 14:51


Макс Барри. Лексикон. М.: Эксмо, 2015 г. Серия: Misterium. Тираж: 2000 экз.



Когда-то я написал отзыв на изданный в России в 2013 году фантастический роман Макса Барри «Человек-машина», который произвел не меня, прямо скажем, малоприятное впечатление по причине абсолютного отсутствия у главного героя инстинкта самосохранения. Одержимый маниакальной идеей улучшения функциональности органов собственного тела, он на всём протяжении романа отрезает от себя по кусочку, заменяя свои члены и органы на более совершенные, электронно-механические. Подробнее см.: https://fantlab.ru/blogarticle25904

Чтение нового романа Макса Барри под названием «Лексикон» я долго откладывал, опасаясь столкновения с чем-то похожим на «Человека-машину». Но, ознакомившись с https://fantlab.ru/blogarticle43840" target="_blank">рецензией В.Владимирского, понял, что бояться мне нечего. И действительно, «Лексикон» оказался книгой, пригодной для употребления. Непредсказуемые повороты сюжета и продуманная концепция заставили меня забыть о макулатуре, которую я регулярно перерабатываю в поисках жемчужных зёрен для различных номинаций и конкурсов. Увлекательный и умный триллер с элементами фантастики, многие из нынешних книжек с НФ-составляющей рядом с ним кажутся легковесной пустотой, даже не клокочущей. Автор сумел соединить острый сюжет и почти документальную достоверность, мифологию и злободневность. О чём роман? Если совсем уж по-простому – примерно о том, о чём говорил Евгений Лукин в рассказе «Словесники» — о великой силе слова. Не очень новая идея, но преподнесенная свежо, добротно и профессионально.


Из аннотации на сайте «Лаборатория фантастики»:

«В эксклюзивной школе, неподалеку от Арлингтона (Вирджиния) не обучают истории, географии, или математике – по крайней мере, не в обычном смысле. Здесь искусство убеждения считается наукой. Ученики пользуются тайной силой языка, чтобы манипулировать людьми и учатся подразделять личности по психографическим маркерам, чтобы управлять их мыслями. Самые лучшие ученики, уйдут из школы “поэтами”, адептами языка, которые принадлежат неназываемой организации, которая настолько же влиятельна, насколько и секретна.
Очень умная сирота Эмили Рафф зарабатывает на жизнь карточными играми на улицах Сан-Франциско, и привлекает внимание организации. Ее перевозят через всю страну, как раз вовремя к странным вступительным экзаменам, пройдя которые, она начинает учиться основам убеждения, под руководством Бронте, Элиота, и Лоуэлла – которые взяли имена известных поэтов, чтобы не раскрывать свои истинные имена. Ведь в организации нет ничего более опасного, чем раскрыть себя: поэты никогда не должны показывать свои чувства, чтобы ими не смогли манипулировать. Эмили быстро становится лучшей ученицей, пока она не совершает катастрофическую ошибку: она влюбляется».


Всё это – только завязка, роман объёмный, далее автор неумолимо выводит читателей на осмысление глубоких и серьёзных общечеловеческих проблем. Невольно задумываешься, сколько же опасностей подстерегает и без того погрязшее во всяческих бедах человечество... Что ещё сейчас придумывают в бесчисленных научно-исследовательских центрах и лабораториях… Остаётся лишь надеяться на здравый смысл «исследователей», а больше, конечно, на Бога и везение.

Статья написана 19 ноября 2016 г. 18:16
Уже четыре года нет с нами Бориса Стругацкого...


http://ic.pics.livejournal.com/lartis/126..." target="_blank">http://ic.pics.livejournal.com/lartis/126..." title="" />

Это фото было мне подписано почти 30 лет назад...

Тэги: n memoriam, БНС
Статья написана 19 ноября 2016 г. 01:10
https://pp.vk.me/c638724/v638724204/9c35/..." width="600" />


В нынешнем году тема "Бу!феста" — история.
В фестивале участвуют многие фантасты.


Статья написана 13 ноября 2016 г. 19:33
Размещена:


Из беседы с президентом Клуба фантастов Крыма писателем Валерием Гаевским (Севастополь):

...Если бы Иоанна Богослова спросили о человеческой греховности, представляете, какую бы картину он развернул?.. Сумасшедший апостол успел написать самое фантастическое произведение последних времен… Он просто обокрал нас. Но фантасты не растерялись и дополнили это последующим ужасом… Ладно, писатели… А что сделали политики за прошлый век? Скажите самому ужасному фантасту: «Ты свободен… Человека больше нет, есть материал…» Что же создал бы такой писатель? Вы говорите о кризисе в фантастике… Может быть, пора всё поставить в правильных «падежах»… Не кризис фантастики, а кризис научности в фантастике нас преследует с начала НТР… Я уже приводил однажды в своем интервью слова Альфреда Бестера:


«…Их наука — простое повторение уже известного. Они вносят незначительные изменения в набившие оскомину сюжеты, концепции, выдвинутые и выработанные до пустой породы ещё десятилетие назад. Они возятся с кочерыжками, ошмётками, остатками. В прошлом это бы оказало парализующее воздействие на литературную технику… не так сейчас. Нас просто выбешивает автор НФ, который берётся за самоочевидный пустяк и начинает высасывать из него историю, старательно скрывая пустотность своей задумки от читателя. Его персонажи в удивительной ситуации ведут себя необъяснимо. Он понемногу приподнимает уголок занавеса то там, то сям, ведёт читателя садовой тропинкой меж диковин, затем торжествующе отдёргивает кулису совсем. А там… ничего…»

Вам это что-то напоминает? Особенно если вспомнить, что сказано это было 55 лет назад… Так о каком кризисе мы говорим? Трудно уже вспомнить, в какие только материальные и нематериальные сферы не проникла фантастика… и что же? В идеале мы имеем образцы – литературные и креативные шедевры. А вы хотели бы, чтобы их ряд был бесконечен? Нет. Научность, на мой взгляд, достигла пика в одном из самых удивительных произведений человеческого сознания, романе Станислава Лема «Солярис»… Лем негодовал по поводу экранизации Тарковского, считая его фильм очередным «Преступлением и наказанием»… Да. Есть социальная составляющая в фантастике, и она может быть весьма успешно аранжирована под научность. А кто сказал, что изучение социума – это не наука? До недавнего времени мы все изучали диалектический материализм как науку… Теперь, видимо, остановка за информационной революцией, за нанотехнологиями, продлевающими существование нашего бренного тела, теми, что мой киевский друг писатель Андрей Дмитрук называет трансгуманизмом высшего качества… Так кто же дает осечку, господа хорошие, – фантастика как жанр или научность внутри жанра? Может, стоит подтянуть фантастам матчасть, вспомнить, что есть такая труднопереводимая вещь в естествознании, как «темная материя»… Давайте не терять темп, давайте не отставать от науки, которая, право, давно и честно отыгрывает за нас, писателей, свой сценарий небывалого и фантастичного…

Полностью здесь: http://toposrednik.ru/intervyu/intervyu-s...

Статья написана 28 октября 2016 г. 19:27
В "Литературной Газете" продолжается дискуссия о состоянии российской фантастики, начатая известным писателем Геннадием Прашкевичем в статье http://lgz.ru/article/-39-6569-5-10-2016/..." target="_blank">"А что скажете миру вы?"


http://lgz.ru/article/-39-6569-5-10-2016/...">http://lgz.ru/upload/iblock/b11/b11a362d0..." width="600" />

Продолжает дискуссию "молодой филолог" Артём Зубов материалом http://www.lgz.ru/article/-42-6572-26-10-..." target="_blank">"„Волны“ или „деревья“: русская фантастика в XXI веке". Правда, после странного заявления автора в самом начале материала — "Печатные тиражи и писательские гонорары стремительно растут..." — читать его как-то расхотелось. Тем более, что далее идёт конспективный пересказ критической статьи Сергея Шикарева из 6-го номера журнала "Октябрь" "http://magazines.russ.ru/october/2016/6/v..." target="_blank">Высокие волны, тихие заводи", которую я уже изучил.


http://www.lgz.ru/article/-42-6572-26-10-...">http://www.lgz.ru/upload/iblock/f95/f958b..." width="600" />





  Подписка

Количество подписчиков: 181

⇑ Наверх