Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 11 ноября 2011 г. 22:52


Указ президента РФ о мерах по обеспечению безопасности российского литературного наследия наконец-то обозначил безнадёжно утерянную ещё в перестройку Государственную единую национальную идею (ГенАцид): граждане страны в обязательном порядке должны выучить и сохранить в своих мозгах для последующей передачи потомству литературную классику. Каждый зубрит выделенное ему небольшое произведение. Или фрагмент крупного. Приобщается, воодушевляется и осознаёт…
Если по Стругацким — исполняет Одержание…

Как ГенАцид пришёл в деревню Большие Ущеры, и чем для её жителей закончилось тотальное приобщение к национальному литературному достоянию. Этакий гротеск деревенский. Вроде бы смешно.


« — Ладно, ты не дрейфь, — подбодрил он сникшего Поребрикова. – Прорвёмся!
— Ага. Прорвёмся. Сказал презерватив, — хмуро отозвался Поребриков.»

А финал, конечно же, по-российски печально-трагичный...


Похоже на Войновича,
Похуже Войновича.

В роман входит, возможно, самая большая сноска в истории мировой литературы – приложение: «Случай с посёлком Заполярный».

Статья написана 11 ноября 2011 г. 17:10
Несколько слов о повести польского фантаста Яцека Дукая "Сердце мрака", опубликованной во втором сборнике ВОЛФ "Формула крови" (мне тут как раз пишут, что сегодня у поляков праздник).



Незаурядностью, тоскливой беспросветностью, неожиданностью и осязаемой реальностью альтернативного мира, созданного автором, повесть "Сердце мрака" напоминает произведения российского фантаста Василия Щепетнёва ("Седьмая часть тьмы", "Марс, 1939 г." и др.), а плотностью идей и информационной насыщенностью — классические вещи соотечественника Дукая Станислава Лема.


До этого я читал (много лет назад) лишь один расказ Яцека Дукая, опубликованный в минском журнале "МЕГА", он назывался "Золотая галера". Жаль, что на русский язык переведена лишь малая толика творчества талантливого польского фантаста, ведь пласт написанного им достаточно обширен. См. библиографию Дукая: http://fantlab.ru/autor3346

Очень надеюсь, что ситуация с переводами и изданием произведений Дукая в России изменится, и мы его ещё почитаем...

Тэги: Дукай
Статья написана 11 ноября 2011 г. 12:53
В серии "Жизнь замечательных людей" "МГ"ышла книга Дмитрия Володихина и Геннадия Прашкевича "Братья Стругацкие":



Володихин Д. М., Прашкевич Г. М. Братья Стругацкие / Дмитрий Володихин, Геннадий Прашкевич. — М.: Молодая гвардия, 2012. — 350[2] с: ил. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1331).


Аннотация на сайте издательства:

Братья Аркадий Натанович (1925—1991) и Борис Натанович (род. 1933) Стругацкие занимают совершенно особое место в истории отечественной литературы. Признанные классики научной и социальной фантастики, они уверенно перешагнули границы жанра, превратившись в кумиров и властителей дум для многих поколений советской интеллигенции. Созданные ими фантастические миры, в которых по-новому, с самой неожиданной стороны проявляется природа порой самого обычного человека, и сегодня завораживают читателя, казалось бы пресытившегося остросюжетной, авантюрной беллетристикой. О жизненном пути «звездного дуэта» и о самом феномене братьев Стругацких рассказывается в новой книге серии «Жизнь замечательных людей».

Статья написана 31 октября 2011 г. 02:01


..вручены на фестивале "Созвездие Аю-Даг" в Крыму.


В номинации «За лучшее художественное НФ-произведение» премию получил
Мерси Шелли (Алексей Андреев) (Москва)
за дилогию
2048: Деталь А. — М.: Снежный Ком М; Вече, 2010.
2048: Деталь Б. — М.: Снежный Ком М; Вече, 2010.

Шорт-лист см. здесь:
http://www.fantlab.ru/blogarticle15259


В номинации «За общий вклад в возрождение, развитие и пропаганду традиционной научно-фантастической литературы»
лауреатом стал
Геннадий Прашкевич (Новосибирск)



Состав жюри (наградной комиссии) международной премии "Бронзовый Икар-2011"

1. В. А. Ларионов, критик, председатель жюри
2. Е. Ю. Сидоров, первый секретарь СП Москвы, сопредседатель жюри.
3. А. В. Молчанов, секретарь СП Москвы по фантастике, сопредседатель жюри.
4. И. В. Бестужев-Лада, писатель, футуролог, действительный член Российской академии образования.
5. Е. Л. Войскунский, писатель.
6. В. Л. Гопман, критик.
7. И. Л. Гринчевский, глава книжного клуба Silver Dream.
8. В. Г. Жовнорук, писатель, сценарист, Киев.
9. Л. А. Синицына, редактор журнала "Наука и жизнь".


Статья написана 27 октября 2011 г. 14:59
Партенит – чатланская планета
Кошки, книжки и разговоры о русском космосе


Подробнее: http://exlibris.ng.ru/subject/2011-10-27/...
2011-10-27 / Андрей Щербак-Жуков


Директор фестиваля Глеб Гусаков определяет, кто из собравшихся пацак, а кто чатланин.
Фото Анны Андриенко


Я уже писал об этом не раз, но вынужден повториться – из всех групп литераторов самые активные поэты и фантасты. Особенно им неймется осенью и весной. Не буду проводить аналогий – сам принадлежу к обоим этим сообществам…

Ну, совсем же недавно – чуть больше месяца назад – был в Харькове масштабный Международный фестиваль фантастики «Звездный мост», на прошлой неделе – новое сборище – «Созвездие Аю-Даг» в крымском поселке городского типа Партенит. Этот конвент (так называются съезды фантастов во всем мире) сравнительно молод – проводится в пятый раз. Однако он уже успел «обрасти» постоянными гостями – теми, кто предпочитает другим мероприятиям именно его. Чем же он лучше? У конвента, несомненно, есть свое лицо. Во-первых, фестиваль заметно ориентировал на научную и космическую фантастику в пику фэнтези. А это сейчас не особенно модно в народе, хотя, если вдуматься, весьма актуально. Уже неоднократно звучали сетования со стороны чиновничества среднего звена, что, мол, правительство говорит об инновациях, о развитии наукоемких отраслей, а людей с креативным мышлением не хватает. А их просто воспитывать надо! И научная фантастика – один из способов воспитать в новом поколении (о старом что уж говорить!) интерес к познанию реального окружающего мира, данного нам в ощущениях, а не виртуального пространства банковских схем, транзакций и биржевых рейтингов. Противостояние НФ и фэнтези давно имеет символический смысл для общества. В принципе разница между этими направлениями популярной литературы невелика и немногим заметна, но именно эти нюансы и становятся лакмусовыми бумажками состояния общества. Литература, наделенная фантастическим элементом, в принципе едина и неделима и, кстати, по результатам исследований в прошлом году лидировала по популярности. По сути, это единственное направление в художественном бумажном книгоиздании (учебники, пазлы и раскраски не берем в расчет), которое кормит само себя, то есть окупается и как-то противостоит надвигающейся эпохе электронных изданий…


И вот снова и снова фантаст и популяризатор науки Антон Первушин говорит о «Последнем космическом шансе» нашей страны (так назывался его доклад на фестивале), устраивает эксклюзивные показы документальных телефильмов об истории освоения космоса, снова и снова на конвент приглашаются космонавты, снова и снова на сцену выходит с микрофоном директор «Созвездия Аю-Даг» Глеб Гусаков, известный также как писатель Ярослав Веров, снова и снова председатель оргкомитета Светлана Позднякова раскладывает по пакетикам и раздает собравшимся составленные им сборники «Настоящая фантастика»… Снова и снова, сбежав от сырости и холода, овладевших большинством городов СНГ, в Партените собираются фантасты и говорят о космосе, о путях развития российской науки и научно-познавательной литературы.

Вторая особенность фестиваля фантастики у подножия Аю-Дага – это, собственно, сам поселок Партенит. Там хорошо. В отличие от славного своей историей, но, увы, превратившегося за последние годы в вульгарный рынок и засыпанного по пояс сувенирами Коктебеля, Партенит сохранил изысканность и вальяжность старого доброго крымского курорта. Сам поселок, ясное дело, – не бог весть что. В основном одни блочные пятиэтажки, подобные тем, с которыми борется московское правительство. П.г.т – он и есть п.г.т. Но вот пансионат, в котором проходит фестиваль, по сути, ботанический сад. И, несмотря на общую крымскую разруху, его содержат в блестящем порядке: сохранилась и роскошь советских времен, уже за те несколько лет, что там собираются фантасты, появились новые ступеньки к морю, беседки в античном стиле, различные мостики и другие объекты садово-парковой архитектуры. Кажется, здесь раньше отдыхали от своих свершений советские вожди. Их поведение очень смешно пародировали Глеб Гусаков и Дмитрий Скирюк, устроившие открытие и закрытие фестиваля в стилистике кинокартины «Кин-дза-дза» – со скрипкой, определителем принадлежности к чатланам или пацакам и, конечно, с красными штанами. Высокий стиль архитектуры пансионата как нельзя лучше соответствует космической тематике фестиваля.



Антон Первушин лучше всех знает историю русского космоса.
Фото Анны Андриенко

Но самое примечательное в Партените – это коты и кошки. Их много, и они там роскошны. Кажется, каждый житель Партенита считает своим долгом ежедневно выходить и собирать вокруг себя хвостато-усатых красавцев. Коты фигурируют и в тематике «Созвездия Аю-Даг». В прошлом году проходила фотовыставка «Коты и их писатели», в этом – «Кошки и книжки».



Далия Трускиновская с наградой "Золотая цепь".
Фото Олега Силин
а

Ну и, конечно, награды. Как обычно, были вручены «Золотая цепь» (премия имени Грина) – за романтику в НФ и фэнтези, Далии Трускиновской за повесть «Сиамский ангел»; «Бегущая по волнам» – за лучший женский образ в фантастике, Яне Дубинянской за книгу «Письма полковнику». Уже не первый раз свои награды «Бронзовый Икар», учрежденные совместно с Союзом писателей Москвы и журналом «Наука и жизнь», вручили Ант Скаландис и Владимир Ларионов: в номинации «за вклад в НФ» Геннадию Прашкевичу, а за лучшее произведение НФ – Мерси Шелли (Алексей Андреев) за его дилогию «2038». Премии имени Николая Данилевского получили Сергей Чебаненко и Виктория Балашова.



Владимир Ларионов вручает Геннадию Прашкевичу «Бронзового Икара».
Фото Анны Андриенко

В этом году на «Созвездии Аю-Даг» появились две новые элегантные награды, учрежденные при участии Московской городской организации Союза писателей России: «Большая…» и «Малая медведица». Элегантные фигурки с ковшами-созвездиями присуждаются по двум категориям: писатели-мэтры, уже получавшие престижные награды в области фантастик (список есть в положении о премии), и те, кто таковых наград еще не получал. «Большую медведицу» получили Дмитрий Громов и Олег Ладыженский, пишущие под псевдонимом Генри Лайон Олди, «Малую...» – опять-таки Далия Трускиновская.


Фестиваль фантастики «Созвездие Аю-Даг» доказал не только то, что в Партените есть коты, чатлане и пацаки, но и то, что в России есть научная фантастика, есть мечта о космосе. А это значит, что надежды на инновации не так-то уж беспочвенны.





  Подписка

Количество подписчиков: 179

⇑ Наверх