FantLab ru

Новые отзывы посетителей

Форма: Язык: Оценка:

  отзывы Рейтинг отзыва 

Альфред Бестер «Тигр! Тигр!»  [ 0 ]  +

, 24 октября 2018 г. в 01:58

Современный джантирующий граф Монте-Кристо. Мир где люди умеют телепортировать себя в пространстве. Где женщин запирают, чтобы к ним никто не мог прокрасться. Где автомобиль считается медлительной роскошью, где планеты ведут друг с другом затяжную войну. Где привычные нам бренды-фамилии стали кланами. Где есть не мистер, а просто Престейн из Престейнов, ПирЕ и Ворга.

Гулли Фойл, «стандартный средний» человек, умирал, придумал врага, обезумел, обучился, стал убивать других, а в конце стал философом и решил одарить людей возможностью принимать решения самим за себя.

Я понимаю, что книга — дань тому времени, когда она была написана, но сейчас она читается странно. Забавные удивления людей татуировке, ядерный Саул, типичные представления о технике будущего. Даже сам термин «джантация»... И очень плоское общение между персонажами. У них нет эмоций, даже когда об этом явно сообщается. А все действия происходят мельком, чтобы промелькнуть.

Бродячий цирк очень классная идея, напомнил «Великую Вечеринку» из Автостопом по галактике. И Престейн со своими продавцами, которые по всему миру выглядят одинаково.

Иногда в книге есть юмор, он тоже без эмоций:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

— Я ненавижу тебя, — яростно прошептала Робин. — Презираю тебя. Ты испорчен, ты гадишь, крушишь, уничтожаешь все на своем пути. Когда-нибудь я отомщу тебе.

— Но с Нового Года до 1 апреля мы работем вместе?

— Да. Мы работаем вместе.

ПирЕ я не понял. За ним носились всю книгу. Его пылинка сносит весь город, а целый кусок, который взорвался рядом с Гулли его не убил...

«Стандартная средняя» книга. В современных бизнес-коуч реалиях сказали бы, что надо просто выйти из зоны комфорта, как Гулли, как изобретатель джантации, чтобы добиться чего-то сверхчеловеческого

Оценка: 6

Роджер Желязны «Ночь в одиноком октябре»  [ 1 ]  +

, 24 октября 2018 г. в 00:02

В в преддверии той самой ночи, решил перечитать сие творение.

Желязны крайне самобытный автор, мне нравится определение, данное ему — «мифотворец», оно очень точное. И я сейчас не о Хрониках, их бы тоже надо перечитать, но пока недосуг. Да, я знаком далеко не со всеми произведениями Роберта, но самым ярким и практически идеальным я считаю «Князя Света». Он невероятен.

Но я отвлекся. Дело в том, что «Ночь» с одной стороны весьма необычная вещь даже для самого Желязны, с другой — удивительно удачный случай смешения казалось бы абсолютно несочетаемых ингридиентов. Этот роман-трибьют в моем рейтинге не очень отстает от «Князя», хотя, конечно, и попроще, и абсолютно о другом. Роман-шутка? Скорее роман-карикатура, но не злая, а дьявольски уютная. Именно чувство уюта физически окутывает при прочтении, когда ты сталкиваешься с такими знакомыми (и не очень) персонажами. Невероятно вольная интерпретация стольких книг и фильмов, но ощущения бардака отнюдь не вызывает. Как приятно встретить на страницах ужасного Графа, Дорогого Доктора, Великого Сыщика (за него отдельное спасибо), какую ностальгию вызывает кратковременное возвращение в Страну Грез и т.д. и т.д. Это действительно приятное узнавание, даже когда речь идет о

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
древних богах.

Образ Джека собирательный и вызывает достаточно противоречивые чувства, понятно почему. Ларри... Ларри для меня как Люк Рейнард, второстепенный, но западающий в душу образ. Оуэн и Растов несколько более вторичны, куда менее раскрыты, викарий удался.

Но на первых ролях еще более «живые» фамильяры, и сама их постановка на первый план — ход удачный и довольно необычный. Дымка, Ползец, Игл, Бубон, даже Шорох имеют настоящие характеры, мы видим ясно мотивы их поступков, их цели и интересы, их чувства. И разумеется, всех затмевает Снафф. Я совсем не собачник, но это и невозможно — оценивать его как собаку. Как человека, впрочем, тоже.

Что мы имеем в итоге — роман, в котором, несмотря на ожидаемую мешанину довольно строгий порядок, несмотря на кровь и монстров — внутреннее тепло и надежда. Именно надежду нам дарит Желязны в финале.

Но повторюсь, основное чувство, наполняющее читателя — уют. При первом прочтении неоднократно ловишь себя на ощущении встречи со старым знакомым. При последующих оно возводится в степень.

Необычное произведение необычного же автора. Браво.

Оценка: 9

Лю Цысинь «Задача трёх тел»  [ 0 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 23:55

Эту книгу я долго не решался начать. Ещё при первом, поверхностном знакомстве понял, что роман этот не из рядовых. Двойной перевод — с китайского на английский, оттуда — на русский. Много (как показалось вначале, после ознакомления со страничкой «Действующие лица») китайских имён и китайской (как ожидалось) специфики. Но — уже был наслышан, роман собравший кучу премий, лучший китайский фантаст современности и т.д. Книга интриговала и манила.

Не стоило опасаться национальной специфики. Роман прочитан влёт, на ура, со смаком и отличным послевкусием. Настоящая научная фантастика, что на фоне бесчисленных вампирских, мистических фентезийных, квази-попсово-около-научных саг и эпопей — большая редкость. И еще реже — удачная! Родник чистейшей прохладной воды в пустыне, оазис мастерства и знания!  Всем, кто любит и ценит физику, математику, астрономию, историю — роскошный подарок от Лю Цысиня.

Сюжет и ключевые «вехи» романа пересказывать не буду — для этого есть книга. Отдельно надо отметить язык автора и талант двух переводчиков. Текст выверен и отшлифован до блеска. Ни слова лишнего, ни одной неточности или корявости. Фразы, предложения, абзацы и главы нанизываются как бусины на нитку и в итоге получается сверкающей красоты ожерелье. Думаю, двойной перевод сохранил и передал читателю на русском красоту китайского оригинала. По всему повествованию чувствуется тонкость, лаконичность и гармоничность Востока. Нет затянутостей, нет лишних отступлений, и головокружительной западной боевиковой стремительности — тоже нет. Главы, посвящённые Трисолярису, посредством входа главного героя в игру «Три тела» читаются местами как средневековый трактат, адаптированный под современность. Читаешь — и смакуешь, как хороший коньяк.

Что ещё зацепило — фундаментальная научная подготовка автора. Описание естественных солнечных «зеркал», благодаря которым был отправлен радиосигнал в Дальний Космос, одно из наиболее понравившихся мест. Другое — эксперименты с развертыванием протона в два измерения, предпринятые трисолярианами, ближе к концу книги. Что сильно понравилось — видно, что автор знает тему глубже и больше, чем выдаёт «в мир». В книге излагает на научно-популярном уровне, чтобы текст понял и старшеклассник, знакомый с основами физики, законом всемирного тяготения, в частности. Это большой жирный плюс! Часто бывает обратное: некто автор имеет поверхностные знания по предмету, а в тексте накрутит навертит всего, изображая якобы научную картину, которая не выдерживает при пристальном взгляде никакой критики, либо остаётся невразумительной и непонятной. Здесь же — сложные фундаментальные вещи излагаются просто и с удачными аналогиями (как аналогия с трёхмерным фильтром от сигареты и двумерной составляющей его бумагой-пропиткой). Вдобавок — чувствуется здоровый юмор (или лёгкая ирония) автора. Но это юмор, фундаментом которому служат описываемые вполне серьезные научные события и эксперименты! Чем-то сродни книге « Физики шутят», вот что вспомнилось :) Такой тонко просвечивающий, слегка заметный юмористический налет — браво, шикарно, Лю!

Кроме языка и колорита, есть ещё «исторический» плюс. О событиях культурной революции в Китае1967-197Х годов я, например, знал совсем ничего. Ну, Мао Цзе Дун, который «большой шалун» ну, «хунвэйбины», которые знаем отлично мы, как они произносятся, но что-то весьма не приличное на язык так и просится. И это, практически все, к моему стыду. Роман расширил кругозор в этой теме прилично, хотя событиям именно тех лет отведено не так уж много от всего объёма книги.

В общем и целом — прочитать книгу стоит. Спустя какое-то время стоит и перечитать — главы с общим заголовком «Три тела», чувствую, раскрыли свой вкус не до конца :) Отличный роман, с многими оригинальными идеями, прагматичной научной «подложкой», яркими, харАктерными персонажами (судьбы некоторых из них заслуживают отдельных книг, мне кажется). Целиком и полностью — 10 баллов. И берусь за « Тёмный лес», продолжение.

Оценка: 10

Владлен Дозорцев «Последний посетитель»  [ 0 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 23:48

Театральный хит 80-х годов пришлого века и сейчас звучит актуально.

Знаменитый хирург, замминистра здравоохранения (без пяти минут министр) ведёт приём по личным вопросам. Безымянный Посетитель предлагает чиновнику ... уйти с высокого поста. Завязка откровенно утопическая (у Посетителя нет личных выгод или обид, он действует бескорыстно), но следить за сюжетом интересно. Дальше начинается психологическая дуэль, в которой замминистра вынужден постоянно обороняться. «Секунданты» — женщина по имени Вера и помощник замминистра, циник и карьерист, также вовлечены в поединок.

«Последний посетитель» кометой пронёсся по театральным подмосткам более 30 лет назад. Конечно, эта пьеса не о проблемах здравоохранения, она об отношениях власти и народа. В этой связи возникает вопрос: как изменилась наша жизнь за минувшие годы? Боюсь, что к худшему. Власть ещё дальше от народа. И что-то доказывать, взывать к совести здесь бесполезно.

Оценка: 8

П. Г. Вудхауз «Дживс и феодальная верность»  [ 2 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 23:36

Думаю, многие смотрели сериал «Дживс и Вустер» с Хью Лори и Стивеном Фраем. Вот и я смотрел. И хорошо помню серию, основой для которой стал данный роман. Она была одной из последних в заключительном сезоне сериала. И для меня она как-то выбивалась из общей концепции: в ней прямым текстом утверждалось, что Дживс не сможет найти выход из очередной запутанной ситуации с Вустером, на что тот предлагал своему хозяину переодеться в женское платье. Но для начала, «стать женщиной» пришлось самому Дживсу. И выглядела вся эта сцена словно плохая пародия на фильм «В джазе только девушки». Как итог, серия мне не понравилась.

Но, как оказалось, на фантлабе у книги «Дживс и феодальная верность» ну очень высокий рейтинг (9,4 на момент написания рецензии). И я решил прочитать и разобраться, что же меня так коробит в данной ситуации.

Вначале все было хорошо. Первая половина книги практически полностью (насколько это возможно) совпадала с сериалом. А затем начались удивительные для меня вещи. Абсолютно вся вторая половина отличается от сериала. Никаких переодеваний в платья, никаких обвинений Дживсу в книге просто нет. Сложилось впечатление, что у сценариста были вырваны последние страницы, поэтому он решил дописать все сам и сделал это просто отвратительно. У Вудхауза же наоборот — все легко и весело. Также бросается в глаза, что различия в интеллектуальном уровне между Дживсом и Вустером в книге подается гораздо сильнее, в сериале же все показано мягче.

Википедия утверждает, что сценарист и режиссер сериала получили высокую оценку критиков. И здесь в очередной раз встает вопрос о компетентности всех кинокритиков, если хвалят более чем свободную трактовку таких знаковых для британской литературы произведений.

Оценка: 8

Владимир Булат «Антиутопия»  [ 0 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 23:31

Прочитал этот рассказик и долго думал. Что-то я подобное читал и буквально недавно. Поискал и нашел. Олег Волховский «Исповедь». Нет о плагиате здесь не может быть и речи. Оба автора просто поразмышляли на тему доведения до маразма любой идеи: религиозной, национальной, политической. И мир где эти идеи доведены до маразма страшен. Вот только Владимир сделал это как то невнятно. Слишком много недосказанностей. Неплохая затравка скатилась в никуда.

Оценка: 2

Глен Кук «Белая Роза»  [ 1 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 23:17

Эпик, начавшийся в первом романе, дошел в третьем до логического финала. Толпа суровых, циничных, злых парней бьётся против безликих имперцев! Восстание за свободу против гнусной имперской тирании! Финальный бой морального зла против абсолютного зла! Кто же такое пропустит! (не фига не понятно, но читать интересно)

Неожиданно понял, насколько мелки оказались личности Ворона и Боманца. Да и сама Белая Роза оказалась не на высоте. А вот Молчун блеснул.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
висящее на стене ружьё к концу пьесы должно выстрелить, а Молчун — заговорить. И как!

А ещё это роман, в котором Костоправ

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
привёл свою любовь к себе домой
(вспоминаю и украдкой вытираю слёзы). Да не, ну правда, финал сюжета, завязанный ещё в первой книге получился одновременно под 3-ю (героическую) симфонию и 8-ю (патетическую) симфонию Бетховена. Надеюсь, Костоправ не расстанется с любимой в следующем романе и они переживут все невзгоды!

Стоило бы минуснуть за летающих китов и скатов. Это — те же драконы и горгульи, но эпатажные, запоминающиеся, этакий маркетинговый ход, чтобы было необычно. (подобно тому, как магия в фэнтези заменяет огнестрельное оружие, так и летающие киты со скатами заменяют драконов и грифонов). Ну да ладно, проехали.

Середина книги немного тягомотная, но финал искупает всё.

Оценка: 10

Питер Аспе «Квадрат тамплиеров»  [ 0 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 23:06

Мой совет потенциальному читателю: не ведитесь на название и прочие обозначенные на обложке плюшки.

Увы, данный текст не имеет ничего общего ни с геометрией, ни с таинственным средневековым орденом. Это довольно старенький, поздно переведённый на русский детектив бельгийского производства. В основе его фабулы — семейные бюргерские дрязги полувековой давности, внезапно обретшие второе дыхание. По сути, это обычный и весьма посредственный полицейский детектив.

Но грамотно подобранное название — отличный маркетинговый ход: это что-то вроде блесны, заброшенной наугад в читательское море.

Неторопливое, как и местные жители, действо неспешно разворачивается в сонном и респектабельном городке Брюгге. Оригинальна фигура основного героя, местного детектива. Питер Ван-Ин конечно не Эркюль Пуаро (как утверждается на обложке): никакими выдающимися качествами он не обладает, разве что смачно курит и хлещет пиво ящиками: «Ван-Ин готов был отдать что угодно за стакан холодного «Дювеля». В своём увлечении он не одинок — весь полицейский участок усиленно хлещет «Дювель» в перерывах следствия. (Налицо контекстная реклама). Надо заметить, справедливости ради, что иногда в участке точно так же дружно пьют кофе. Иногда, но не часто, полицейские резко, всей следственной бригадой срываются с места и на визжащей резине несутся куда-то поперёк Бельгии.

Потом, отдыхая от спорадически возникшей оперативной работы, все снова усаживаются пить кофе. Или пиво — «Он сделал глоток пива. «Дювель» никогда не был таким вкусным.»

Что полезного можно вынести по прочтению романа:

а) Бельгийские политики беспринципны, прогнили и погрязли в карьеризме, кумовстве и способны на всё, особенно в преддверии выборов (собственно, как и везде)

б) Бельгийская полиция также погрязла в карьеризме и внутренних конфликтах. Это царство посредственности. Лишь единицы честны и обладают аналитическим складом ума, но коррумпированное начальство усиленно гнобит их, а все заслуги приписывает себе (тоже ничего нового)

в) Бельгийские злоумышленники весьма хитроумны. И хотя мотивы преступлений зачастую сомнительны, их реализация весьма экстравагантна (возьмём на заметку)

г) Лучшее пиво — это несомненно, «Дювель».

Перевод ужасен, скорее всего, тест прогонялся через транслятор. («Как глазного врача, вполне логично, что такие детали могли привлечь её внимание» — так не говорят даже в Одессе). Впрочем, подозреваю, что и сам автор далеко не виртуоз слога.

Цитируя автора, «Форма изложения была такой, что даже у Цицерона волосы встали бы дыбом». :)

Загадка века — кто же купил заявленные 2,5млн. экземпляров?

Оценка: 4

Глен Кук «Тени сгущаются»  [ 1 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 23:00

С первых страниц стало ясно, что роман проходной, но это как «20 лет спустя» — тоже ведь проходной, а интересный.

Отличительным свойством книги стало то, что герои проходят десоциализацию и ресоциализацию, а мы примерно угадываем их намерения. То есть, нам прямо не говорят о мотивах и переживаниях, но, при минимальной аналитике это всё видно.

Приятно было увидеть падение одного из главных, и, как казалось в предыдущей книге, романтических героев. Приятно было видеть взлёты и падения трактирщика. Очень реалистично. Жаль, повествование сместилось на новых героев, тогда как личности членов самого Чёрного отряда были отодвинуты.  

А ещё Глен Кук

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
убивал своих героев до того, как это стало мэйнстримом

Присоединюсь к тем, кто не поверил в концовку: если Кук хотел так подвести окончание романа, ему надо было больше внимания уделить интригам против Чёрного отряда. А то — раз — крутанулось всё вокруг оси.

Жаль, что любовная линии Костоправа оказалась смазана: по тексту получается, что он струстил, начал избегать свою возлюбленную.

Тем не менее, прочитанное сразу после первого романа, доставляет незабываемое удовольствие.

Оценка: 10

Глен Кук «Чёрный Отряд»  [ 1 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 22:48

Много слышал об этой серии, но раньше не читал. Взял в омнибусе, в «Звёзды новой фэнтези» и не пожалел!

Суровый, жёсткий язык, ёмкие, сочные, обрывистые фразы — примерно так и будет писать вояка-хронист. Без соплей, самокопания, рефлексий. Да, саморефлексия здесь не нужна и её здесь нет. Это же вояка пишет, а не кабинетная крыса! Плюс вояка-медик, а все практикующие медики — циники с жёстким взглядом на мир.

В общем, цельная, образная, насыщенная экшеном книга.

Удачей можно признать то, что имена нарицательные — социальные функции — Кук превратил в имена собственные — географические названия и клички героев романа.

Почитал критику и был удивлён, что многих покоробило, что города называются Лорды, Клин, Чары, Опал, Вяз, Весло.

А как они должны называться? Ведь их так именует вояка-хронист. Уверяю Вас, господа, в дружном профессиональном мужском коллективе топографическим достопримечательностям даются ещё более образные и эмоционально-окрашенные названия. Вы ещё отечественные Чёрные отряды не встречали. Там Вам такую кликуху дадут — не отмоешься.

Зачёт Куку за сюжет и интриги. Единственный минус — нет карты. В смысле Кук не рисовал карту (хотя фэны уже нарисовали)

А вот мрачной атмосферы я не увидел. Две воюющие стороны — одна творит мерзости на войне, а вторая не отстаёт. Кто победил — переписывает историю. Нет грязи, как то — изнасилования, четвертований, сдирание с живого кожи и т.п., как у ненаглядного нашего Дж. Мартина. Но Вы не переживайте, господа: Чёрный отряд, как и другие боевые части, всё это делал. Только зачем заносить это в Анналы? Атмосфера максимально реалистичная. Так, вояки не рвутся в бой за правое дело, а предпочитают занять время картами. Не реалистично? А что, наёмники должны погибать за идею? Как раз реалистично: думают во-первых, как выжить, во-вторых — о себе (ну и о деньгах). Или кто-то ожидал увидеть 1000 Александров Матросовых? Может быть, Чёрный отряд должен состоять из 1000 Чикатило?

Понравилась любовная линия. Очень романтично, ИМХО.

Понравился рубленный, ёмкий слог. Да, не Желязны (мой любимый!). Нашим фантастам, специализирующимся на пост-апокалиптике, суровой военной фантастике и т.п. стоит поучиться у Кука слогу. Не сюжету, не образам, а стилю изложения, слогу. Чёрный отряд мне понравился намного больше Тьмы, Метро и т.п.

В общем, рекомендую. К перепрочтению обязательно.

Оценка: 10

Марина Вернон, Ольга Цветкова «Сказка старого пианино»  [ 0 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 22:41

Ничего не понятно до конца, включая имя автора, но и не особенно надо. Написано очаровательно.[Золотое плетение, короли, ленточки, волки, некормленные трамваи...] Соответствие названию раздела «Координаты Чудес» ровно 50 процентов. То есть чудеса, да и только )) без географической и любой другой несказочной привязки.

Оценка: 7

Айнур Сибгатуллин «Джихад online»  [ 0 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 22:34

Откровенно слабый текст. Подростковое отношение к серьёзнейшей проблеме. Киношные штампы, киношные ляпы. Попытки всё это сдобрить юморком. Юмора не вышло – вышел стёб. Прикольненько. В ассортименте: секс, хакеры, террористы. А Казань автор пожалел – видимо, родом оттуда…

Оценка: 3

Николай Немытов «Духи Срединного мира»  [ -2 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 22:33

Хорошая сказка. Современная. Интересная. Вкусная.

Оценка: 7

Всеволод Алфёров, Александр Ивицкий «Как боги»  [ -2 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 22:32

Ну вроде бы всё начиналось хорошо, в меру: а потом похоть победила.

Оценка: 4

Майк Гелприн «Первоапрельская шутка»  [ 1 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 21:28

Фантастический детектив. Редко у кого получается вплести фантастический элемент в детектив, чтобы он так грамотно сыграл. Такое только у Азимова помню.

Тут, значит, произошло убийство в закрытом помещении. Все были в трезвом уме, кроме главного героя, который напился до потери пульса и полтора часа из памяти стёрло от слова совсем. Всем просканировали мозги с помощью «ментоскопа» а там как раз во время убийства тьма-тьмущая. Ну его и упекли на восемь лет за решётку. А выйдя на свободу он решает понять, кто же убил на самом деле.

На самом деле два косяка обнаружено:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1. Если этого лунатика сканировали и он типа пошёл спать, там ментоскоп тоже тьму показал? Тогда почему его сняли со счетов? Типа в пьяном угаре можно убить, а во сне нет?

2. Вот этот лунатик каким-то образом берёт ружье и идёт в комнату отца, а там сидит ГГ и с Зубром толкуют про это домогательство. Лунатик мочит отца и идёт спать, а ГГ никак не реагирует на убийство? Или имеется в виду, что ГГ уже свалил спать, а потом пришёл лунатик и завалил Зубра? Тогда время убийства будет уже после того как закончится 1,5 часовой провал в памяти ГГ. Короче слегка не доработано...

Все равно читал с большим интересом, увлекательно получилось, хоть и чутка не сходится разгадка.

Оценка: 9

Макс Фрай «Сила искусства»  [ 0 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 20:22

История-кольцо, только без хронопетли. Жил себе герой, искусством пытался интересоваться, с девушкой встречался. Но вот возник вопрос, хочет ли он измениться. И герой захотел.  Может, он и не верил, даже наверняка не верил, но согласился и шагнул за черту, не побоялся потерять то, что имеет.

Получилась занятная композиция — перешел черту, изменился, в настоящем. А в прошлом до черты увидел будущее за нею. Самого себя увидел и не узнал. Но увидел в момент, когда увиденного еще не было... Такое трудно уложить в голове. Зато становится понятным, почему встреча двойника не к добру и в прошлом нельзя встречаться  самим собой. С миром-то ничего не случится — какое дело миру до одного человека — а вот человек так и будет ходить по кругу и пересекать одну  ту же зеленую черту. Бедная Марина...

Этот рассказ по тональности отличается от того, что я ранее читала у автора. В нем нет светлой умиротворенности и надежды. Он будоражит ум, а не чувства.

Оценка: 8

Антология «Аэлита/006»  [ 1 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 20:19

Сборник достойный, многие произведения вызывают интерес, оставляют приятное впечатление. Хотя, как мне показалось, предыдущая «Аэлита» (номер 5) была посильнее в плане состава. Впрочем, возможно, это просто так кажется.

Из особо понравившихся произведений хотел бы выделить следующие:

— яркие и пугающие своей чуждостью «Апельсины на чёрном снегу» Анны Поповой,

— несмотря на всю драматичность, всё же глубоко гуманистичную «Рощу самоубийц» Елены Гольд,

— классически фэнтезийных, но красиво написанных «Дочерей озера» Ярослава Вольпова,

— практически реалистическую, но не менее очаровательную «Поляницу» Ольги Савенко,

— оригинально обыгрывающие старую тему «Проценты с непрожитых лет» Алексея Тихонова.

Интересно, что, являясь поклонником строгой НФ, в данном сборнике предпочтения отдал преимущественно произведениям из раздела «Координаты чудес», в котором представлены рассказы в жанре фэнтези.

В общем и целом, могу рекомендовать данную антологию самому широкому кругу читателей!

Оценка: 8

Андрей Красников «Забытые земли»  [ 0 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 20:11

Зря автор извинялся за свой литературный дебют, ибо он в принципе удался. Написано увлекательно и цельно, хватает юмора. Сильнейшее место автора — не сюжет (он вполне себе стандартный для жанра), а отличный стиль изложения, похожий на тот, что демонстрирует Андрей Васильев в своём «Файролле». Читается легко и увлекательно, мораль очевидна и не отягощает чрезмерно разум. Очень неплохо.

Оценка: 8

Георгий Смородинский «Семнадцатое обновление»  [ 0 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 20:01

Один из слабейших представителей «большого» литрпг. У автора налицо фантазия, изобретательность по части конструирования сюжета, однако воплощение весьма слабое. Книга не захватывает, эмоции героев не вызывают сочувствия, повествование аритмичное, связи между сюжетными линиями и сценами не отработаны. В общем : на раз убить время подойдёт, но не более того.

Оценка: 5

Грег Иган «Lost Continent»  [ 1 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 19:54

Про «попаданцев» нынче не пишет только ленивый. Тема эта традиционно считается игровой. А Грег Иган сумел раскрыть ее с неожиданной стороны — в контексте проблем несанкционированной миграции. И получилась жесткая социальная фантастика.

Прошлое, будущее, параллельные миры. Всё это безумно интересно и немного сказочно. Но даже в фантастическом мире нельзя решить проблему бегством на чужбину, где тебя никто не ждет. А вот теряют фантастические мигранты гораздо больше, чем наши современные — в свою страну можно вернуться, в свой мир найти дорогу вряд ли получится, особенно если задействовано еще и время.

Рассказ написан очень просто, акцент делается не на фантастический элемент с перемещениями, а на жизнь героя до и после. Реальность почти полностью вытесняет фантастическое из восприятия, тем более, что сам герой ничего фантастического в своей истории не видит. В его поселении миграция в никуда является такой же привычной частью жизни,как война и уклонение от мобилизации. Никакой сказки, ничего таинственного. Лишь человек, который пытается убежать от непонятной ему войны в непонятное ему место, где должно быть лучше, безопаснее. А на самом деле теряет мир, в котором родился, и ничего не обретает взамен.

Оценка: 8

Артём Гуларян, Олег Третьяков «Тамплиеры и большой адронный коллайдер»  [ 1 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 19:41

Авторы хорошо подготовили материал, кропотливо проработали его, привели множество примеров и обзоров. Это интересно.

Однако с выводами, которые авторы приводят во вступлении к статье в качестве тезиса, я бы не согласился.

Да, тенденция имеет место быть — речь идёт о теме клановости в современной фантастической литературе, принадлежности к тайным орденам или, выражаясь современным языком — межнациональным организациям.

Но если копнуть поглубже, то окажется, что не такая уж она, тенденция, и новая. Авторы сами же ссылаются на «Звёздные войны». Можно тут ещё припомнить «Дюну» Фрэнка Герберта, например. Не говоря уже о тоннах фэнтези а-ля «Принца в алой мантии» Муркока. В общем и целом, я бы назвал это не вновь возникшей тенденцией, а продолжением традиции рыцарского романа, уходящей корнями в седое средневековье или того глубже. Это лишь жанр или, быть может, приём авторов, пишущих в рамках фантастики или, что гораздо чаще, фэнтези. Ничего нового в этом нет.

Что же касается интереса писателей к данной теме, а равно и спроса со стороны читателей подобной литературы, то и тут всё очень просто: в подавляющем большинстве случаев речь идёт о банальном мальчишестве или мечтаниях о принце на белом коне. Естественно, герою приятно ощущать себя избранным или сопричастным к сокровенной тайне, а девушкам нравятся благородные рыцари, что вполне очевидно. Те же «Мушкетёры» Дюма именно этим и берут.

Серьёзный же писатель, претендующий на глубокое осмысление подаваемого материала, не будет оперировать подобными величинами. В качестве примера можно привести Стругацких с их романом «Трудно быть богом»: задумав лёгкое приключенческое чтиво, в процессе написания АБС переосмыслили идею и выдали одно из самых философских произведений в истории фантастики.

Тем более необоснованным выглядит желание авторов статьи преподнести главную идею в разрезе тенденций развития современного мирового порядка.

Возможно, транснациональные корпорации и в самом деле управляют нашим миром. При некоторых допущениях даже самые смелые теории заговора смотрятся довольно убедительно. Однако авторы как-то поверхностно проходятся по реальности, слабо связывают реальность и фантастику. Настолько, что их главный тезис, поданный в первом же абзаце, выглядит слишком уж голословным.

В этом, как мне показалось, основное упущение авторов данной, вполне себе интересной и хорошо подготовленной статьи.

Оценка: 8

Ник Средин «Здесь водятся драконы»  [ 0 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 19:02

Вполне симпатичный, юмористичный рассказ, хотя и не тянет на высокую оценку. В основе фантдопущение о том, что драконы вытесняются людьми в отдалённые места, в данном случае — один такой экземпляр был встречен на Марсе, сетует на то, что, по всей вероятности, придётся перебираться ещё дальше, на спутники Юпитера, например.

Не сказать чтобы рассказ претендовал на глубину мысли или отличался искромётным юмором, однако после тяжёлого трудового дня читается неплохо.

Оценка: 7

Илья Варшавский «Контактов не будет»  [ 0 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 18:24

Прекрасный рассказ, в котором, по-моему, удалось всё – и искромётный юмор и новизна идеи… Для меня-то уж точно новизна – я про такой нюанс Контакта с иными цивилизациями читаю впервые. А ещё возникла мысль – а нет ли тут и такого предупреждения? Ведь и в человеческой природе такое есть – эдакое высокомерие – если нечто не общается с вами на одних и тех же принципах, значит оно неразумно?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но общение при помощи запахов – это очень оригинально!

А в итоге, небольшой рассказ – яркий, забавный (а уж чего стоит сэр Нобл!), лёгкий, с интересной фантастической идеей – и всё это вместе, по-моему, вещь на уровне мировых стандартов, и уж точно ничуть не хуже того же Шекли, например.

Оценка: 8

Сергей Лукьяненко «Лабиринт отражений»  [ 1 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 17:44

Недавно, в ходе очередного литературного спора разговор неожиданно свернул в сторону экранизаций различного рода литературы. Были не раз упомянуты и оригинальный «Бегущий по лезвию» с молодым ещё Харрисоном Фордом, и вездесущие экранизации произведений Стивена Кинга, и много чего ещё. Правда, немного не сошлись во мнении относительно фильма 1982 года «Нечто» под авторством Джона Карпентера, но по средствам современных технологий его связь с повестью Джона В. Кэмпбелла-младшего «Кто идёт?» была обнаружена, а ответ найден.

Оглядел я с высоты птичьего полёта наш спор и неожиданно пришёл к одному неутешительному выводу. Оказывается, пока мы говорили об экранизациях, то речь в разговоре шла сугубо о западных авторах, а вот отечественные в этом плане оказались незаслуженно (на мой взгляд) обделены. С этой несправедливостью я и поспешил поделиться с моим оппонентом. В итоге оказалось, что:

а) Вылетевшая у меня из головы экранизация «Ночного Дозора» по прежнему не забыта;

б) Дмитрий Глуховский уже не первый год ведёт переговоры относительно фильма по мотивам  своего постапокалиптического романа «Метро 2033»;

в) Относительно недавно роман «Черновик» Сергея Лукьяненко увидел свет в формате кинофильма.

Меня же более остальных заинтересовала экранизация «Черновика», но собеседник утвердительно заявил, что последняя получилась «очень на любителя» и вообще, снимать надо было «Лабиринт отражений». С этого вообщем-то и началось моё знакомство с одним из лучших произведений, такого именитого автора. По описанию нас ожидал приключенческий киберпанк в отечественном антураже.

Аннотация гласила:

«Мир виртуальных реальностей компьютерных сетей. Мир Глубины. Мир, в который легко окунуться. Мир, из которого трудно вынырнуть. Компьютерные корпорации создают в этом мире блистательный город Диптаун — дорога в него не заказана никому. Более того — ты можешь создать в Глубине собственный мир. В Глубину уходят в поисках свободы. И, обретя ее — или ее видимость — пытаются остаться там навсегда. «Отказников» выводят с Глубины профессиональные спасатели — «дайверы», для которых не существует никаких моральных запретов: виртуальные дуэли и компьютерный секс, свои обычаи и законы — порою забавные, а зачастую — жестокие… Добро и зло находят новое поле боя в новом романе Сергея Лукьяненко «Лабиринт отражений». Роман написан в жанре инфоромантизма, сочетающем достижения классического киберпанка и зрелищность фильмов Спилберга.»

Для начала, справедливости ради, стоит сказать, что это не совсем привычный киберпанк. Т.к. само слово Cyberpunk означает научную фантастику, в которой выражен упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса в эпоху кибернетизации. Обычно произведения в данного жанра описывают антиутопический мир будущего, в котором высокое технологическое развитие, такое, как информационные технологии и кибернетика, сочетается с глубоким упадком или радикальными переменами в социальном устройстве. С этой точки зрения «Лабиринт Отражений» киберпанком не является ни в коей мере. Здесь ни упадка человеческой морали, ни антиутопии, кибернетика отсутствует как таковая, а единственный в наличии пункт это — высокое технологическое развитие, но и здесь с оговоркой, т.к. это развитие касается непосредственно технологий виртуальной реальности. Собственно, вокруг/внутри которой и будет разворачиваться весь основной костяк сюжета.

Роман же нас встречает достаточно необычной атмосферой позитивного приключения, характерной скорее для старой доброй советской фантастики, чем для мрачного киберпанка. Я не знаю, как автору это удалось, но вот он вроде бы не пишет о каких-то экстраординарных вещах и не вещает на языке великого Ктулху. Такого нет, даже напротив, Сергей берёт обычные слова и строит из них привычные всем предложения, но почему-то за ними безошибочно узнается то, что называется «Русской Душой». От текста веет приятным теплом, его легко читать и интересно следить за несложным сюжетом. И причем совсем не важно, что происходит на страницах книги в данный момент. К примеру, автор с уверенностью  может расписывать прелести бейсбола, а главный герой на фоне американского флага в это время уплетать колу с гамбургерами, но текст по прежнему будет выдавать национальную принадлежность автора. Это я утрирую, конечно, но всё равно стиль письма заслуживает отдельный плюс. Чего-то такого мне последнее время очень не хватало.

Также отдельного упоминания заслуживают и персонажи. Упоминания. Но не похвалы, т.к. персонажи в романе получились излишне однобокими и предсказуемыми, я бы ещё сказал «картонными», но мне это выражение приелось уже хуже горькой редьки. Но также стоит понимать, что и провальными их в полной мере не назовешь — они яркие, оригинальные, их просто невозможно спутать друг с другом. И это, по-сути, всё чем они обладают. Только вот яркой отличной от остальных внешности и парой фишек уже давно никого не удивить, да и вряд ли они полноценно смогут заменить психологию персонажа, его желания, мысли и поступки. Проблема таких «личностей» в том, что за пределами отличительных черт они ничего из себя не представляют, не могут удивить и не развиваются, а мыслят и говорят узко в рамках фишки, которой их одарил автор. К примеру, если один из персонажей по профессии программист, то  он будет говорить одними компьютерными терминами, шутить про флешки, а единственную помощь, которую он оказывает — это ремонт компьютера и настройка сопутствующих программ. И так со всеми персонажами книги, кроме (разумеется) главного героя, который у нас «Марти Сью». И это минус.

Сюжет же повествует о Леониде, хакере местного разлива, которому в силу огромного количества роялей в кустах предстоит завести неожиданных друзей, опасных врагов, решить задачку всемирного масштаба и стать избранным, по сравнению с которым даже Нео из матричной трилогии братьев (нынче уже систёр) Вачовски покажется последним неудачником.

Но несмотря на плоских персонажей и тривиальный сюжет, читался «отечественный киберпанк» всё равно с интересом, которого в аккурат хватило до самых титров. Кстати, о титрах. Свежую экранизацию «Черновика» я пока не смотрел, но могу с уверенностью сказать, что «Лабиринт Отражений» уверенно бы чувствовал себя на больших экранах с хорошим таким бюджетом и «звездным» составом на главных ролях. Что до романа, то он сугубо на один раз. Это не претендующее на что-то большее развлекательное чтиво, прочитав которое единожды вы не останетесь разочарованными, но и перечитывать роман у вас желания не возникнет. Всем кто решился приобщиться к простой развлекательной отечественной фантастике, мои сдержанные рекомендации и приятного чтения.

Оценка: 6

Джеймс Алан Гарднер «Fire and Dust»  [ 0 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 17:18

Приступил к прочтению романа почти сразу же по прохождению незабвенной Planescape: Torment. Роман, внезапно, оказался не совсем схожим с игрой как по духу, так и по стилю. Но, тем не менее, оказался хорош сам по себе. А теперь поподробнее.

Плюсы:

1. Харизматичные, непохожие и выделяющиеся герои. Никто не является ходячим стереотипом — все персонажи обладают личностью, особенностями, запоминающимися чертами, что выгодно отражается на сопереживании читателя.

1.2. Нетривиальные второплановые и даже эпизодические персонажи. Статистов здесь нет. Если кто-то появляется на страницах романа, то неспроста — он или служит продвижению сюжета, или несёт комическую разрядку, ил привносит очередной занятный штрих к портрету литературной вселенной.

2. Мир живёт (в том числе и) отдельно от героев. События здесь не стартуют лишь в тот момент, когда главгерои посещают то или иное место. У каждой локации своя глубокая история, у каждой описанной сферы жизни — своя конъюнктура.

3. Динамичное повествование, проносящее героев множеством необычных мест. Тут вам и психоделичный храм наг, и мрачные воды Стикса (особенно запоминается эпизод в Море Утоплеников), и деревня умбралов, и Плэйг-Морт и, конечно же, сам Сигил.

Чувствуется искренняя любовь автора к сеттингу, которой он заражает и читателя.

4. Симпатичные злодеи / неприятные герои. Все персонажи неоднозначны, с серой, размытой системой моральных координат. Белых и пушистых здесь нет. Да и откуда им взяться в таком месте, как Сигил? Мотивация злодеев порой заставляет им посочувствовать, в то время как «герои» порой совершают весьма спорные поступки ради спасения своей шкуры.

5. У романа отличное чувство меры в плане сочетания юмора, драмы и приключений. Шуток много, но в балаган роман ни разу не скатывается, ведь это просто защитный механизм — без юмора герои бы давно спятили от происходящей вокруг жести.

Умелые вкрапления драмы заставляют в нужные моменты прочувствовать серьёзность происходящего и проникнуться мотивацией героев.

Ну и дух приключений — костяк романа, не оставляющий читателя ни на минуту.

5.1. Как подпункт отмечу и общую стройность повествования — проседов почти нет, разве что в конце, о чём ниже.

Минусы:

1. Затянутый и в целом довольно неудовлетворительный финал. Очень сильное чувство, что книга задумывалась как начало дилогии или трилогии. Почти все сюжетные линии остаются неразрешёнными. Что случилось с Уизлом и Ноябрь? Выжили ли они? Поймали ли их?

Какая дальнейшая судьба Мириам и Иезекии? А Бритлина и Ясмин? Чёрт, да по большом счёту даже в смерти главной злодейки никто не убедился.

Итого имеем очень крепкий приключенческий роман в необычном сеттинге, с хорошим юмором и бодрым экшном, по-настоящему живыми, интересными персонажами. Но явный закос на невышедший сиквел несколько портит впечатление.

Оценка: 8

Джим Батчер «Фурии Кальдерона»  [ 1 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 17:02

  Весьма добротное и качественное фэнтези. Стиль автора мне чем-то напомнил Сандерсона с его повышенной тягой к «героичности» действующих лиц. Пришлись весьма по вкусу идеи с фуриями и системой магии, даруемой этими созданиями стихий, а также разновидности обитателей Алеры. Повествование весьма и весьма динамично, захватывающе и без явных «роялей в кустах».

Оценка: 9

Андрей Бородин «Колосс»  [ 0 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 16:51

Стилизованное под древность обращение к колоссу. Словами прибирает ум к молитвенному ритму, но до конца ты подобрать стиль чтения не можешь. Есть в нём таинственность, но есть и колоссальное нагромождение слов. Трудна миниатюра, как и надписи в египетских гробницах для прочтения сложны. Присутствует масштаб, но в то же время и узенький тоннель для посвящённых.

Оценка: 7

Анастасия Шацкая «Призрачный мир»  [ 0 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 16:47

Начав читать рассказ я подумал что будет очередное произведения из разряда: один во всем мире. Все улетели, как у Брэдбери с Марса. Или все умерли, не важно от чего, от болезни, как в «Я- легенда» Матесона или от чего-то еще. Подобного в фантастике хоть... много короче. Ну, думаю, удивляй меня Анастасия. Удивила! Рассказ оказался не фантастикой. Да-да. Мы косо смотрим на гордских сумасшедших, мы ругаемся на людей ушедших в себя и не замечающих нас, мы жалеем людей болеющих(?) аутизмом. Но вот как они видят окружающий мир? Может так как в этом рассказе? Может. Я не знаю.

Оценка: 8

Джон Лэнган «Рыбак»  [ 2 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 16:47

Иногда просто диву даешься, в какую сторону работает фантазия у современных авторов. Как можно превратить в практически чистый лавкрафтианский хоррор обычную бытовую драму о тяжелых утратах, перемежаемую таким безмятежным занятием как рыбалка? А вот поди ж ты!

И получилось не просто здорово, а по-настоящему цепляюще и волнующе. Причем, и со стороны драматической части (истории о потерявших близких людях вроде бы уже приелись в наш черствый циничный век, но Лэнган находит слова, эмоции, редкие скупые фразы и поступки, благодаря которым к обоим вдовцам проникаешься сочувствием), и со стороны хоррорной. За последнюю тут отвечает не только настоящее время с событиями в окрестностях Голландского ручья, но и объемный, длиной в половину – и это нисколько не преувеличение! – книги, содержательно яркий рассказ-полумиф о том, что произошло около века назад. Тот случай, когда байка о событиях прошлого даже интереснее дел настоящего. Ведь именно там кроются зачатки того ужаса, что щупальцами пронизывает зыбкую ткань реальности, заставляя восставать мертвых и обрисовывая контуры гигантского монстра, а также инфернального охотника, одержимого его поимкой. Воистину, Ктулху может спать спокойно, в океане еще полно всяческих чудищ, вселяющих страх и оторопь не хуже созданий Лавкрафта.

А люди… А что люди? Они слабы. Подвергаются таким искушениям, что не каждый их преодолеет. Такова наша сущность, что мы не можем, не приучены отпускать близких нам людей навсегда, проецируя свою боль от утраты на окружающий мир, будто ожидая от него подачки, сами не понимая, что переварить ее нам не по силам.

Оценка: 8

Александр Дедов «Пришли к вам шут и фокусник»  [ 0 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 16:46

Диковинный мир авторского странно-славянского фэнтези, где есть остроги, кочевники, пулемёты и прожекторы. А самое главное: «Для артистов — обязательно кожаные сапоги». И немедленная ассоциация с «Кин-дза-дза» не покинет никого, когда не раз прочтёшь про синие штаны. Намешано в рассказе и всего другого: и паны, и атаманы, и шуты, и акробаты. Сюжет не боевой, но растянутая сцена из советской классики с артистами на чужой планете проглядывается явно. Артисты вроде бы в плену иль просто под присмотром стражи, но в то же время — всё городище взято в плен иллюзий фокуса и шутовства от двух пришедших иноземцев. Ну, а ещё есть демоны и бесы. Мир авторский необычаен и зовущ, здесь логики не ищут, но пускаются во чтение его с умом.

Оценка: 8

Роберт Киркман «The Walking Dead»  [ 0 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 16:38

Небольшая история, скорее даже зарисовка из жизни Моргана и Дуэйна Джонсов (отец и сын, первые живые, встреченные Риком Граймсом после бегства из больницы в 1-м томе), отмечающих первое Рождество после начала эпидемии.

Отец с сыном встречают Рождество в сквоте, говорят о жизни, подарках, моральных принципах (моральные нормы о присвоении чужого имущества и диалоге с законными владельцами, когда те вернутся).

Написана история к рождественским праздникам. Особой ценности или дополнений к основным сюжетным линиям не несёт. Динамик и экшен (а так же кровь, кишки, убийства) отсутствуют.  «Ходячие» присутствуют только в разговорах.

Можно читать, можно смело пройти мимо.

Оценка: 5

Милорад Павич «Русская борзая»  [ 0 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 16:17

Читая Павича, невозможно предугадать, как повлияет на тебя его гипнотический язык, полный эпитетов, аллюзий и метафор, в какие глубины души проникнет. Ясно одно: ты будешь опять поражён. Невероятная смесь нелинейной прозы и магреализма малыми порциями – это сборники рассказов сербского кудесника слов.

«Русская борзая» — как раз один из таких сборников, в котором собраны новеллы и рассказы 1978-1979 годов. Читал специально не торопясь, по 1-3 рассказа в день. Опытные читатели Павича говорят, что его прозой можно утомиться. Подтверждаю, лучше не набрасываться на книгу как голодный на деликатесы, малыми дозами гораздо приятнее и усваивается лучше.

Больше всего понравились:

— «Русская борзая»;

— «Пароль»;

— «Аксеаносилас»;

— «Запись на конской попоне»;

— «Атлас ветров».

Подозреваю, что при втором прочтении рассказы с низкой оценкой могут понравиться больше, многое зависит от настроения и опыта.

Да, Павич не был бы собой, если бы не заложил какую-либо особенность и в обычный сборник рассказов. Вот и здесь, в послесловии, он неожиданно дарит двадцатую историю, но пытливый читатель должен её отыскать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Используя подсказки, становится понятно, что новый рассказ получится, если совместить пятый с начала и пятый с конца, т.е. «Варшавский угол» и «Яйцо».

Оценка: 8

Лазарь Карелин «Змеелов»  [ 1 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 16:10

Мне понравился роман, хотя он проще многих современных книг на тему позднего периода СССР. Здесь почти нет исторического анализа, зато присутствует детективная линия, и тщательное описание быта того времени. Интересно показана специфика советской торговли. Динамика романа конечно не соответствует современным книгам. Действие развивается неспешно. Но наверняка есть любители и такого чтения. В целом читать можно.

Оценка: 7

Юлия Рыженкова «Командировка на Титан»  [ -1 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 16:05

Не будет мира на Земле пока в головах людей царит такая чушь. Превосходство одной нации над другими — где-то это уже было. Планета уверенно гибнет, а мы выясняем у кого ракеты круче — бред.

Оценка: 2

Дмитрий Липскеров «Демоны в раю»  [ 0 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 16:04

Интересный роман с причудливым переплетением сюжетных линий.  Автор — отличный рассказчик, и истории втягиваются друг в друга, как в сказках « Тысячи и одной ночи». При этом, переплетение судеб людей и исторических событий подчинено строгому замыслу. В итоге мне показалось, что эта мозаика очень логично показывает срез исторического периода в России. Очень интересна «линия демона». Он многое может, значительно больше чем люди. Но так же, как и люди, не понимает, зачем существует, и в чем смысл этого мира. Человек тоже может больше, чем животные, но тоже не знает о своём предназначении. Мне кажется книга очень занимательна, умна и написана хорошим литературным языком. Считаю, что это один из лучших романов Липскерова.

Оценка: 9

Сергей Т. Алексеев «Карагач. Очаровательная блудница»  [ 0 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 16:04

Алексеев один из моих любимых писателей, и все его произведения 80х и 90х годов я читал взвхлеб по мере их издания, но в какой-то момент, по мере собственного взросления вкусы стали меняться, а может Сергей Трофимович понизил планку, по после прочтения некоторых его книг у меня осталось неприятное послевкусие. Что-то в тексте покоробило, не стилистическое, а именно смысловое — неудобоваримое.  Ложка дегтя в привычную и ожидаемую бочку литературного крепко сваренного, бодрящего и пьянящего воображение, Алексеевского «меда».

И я перестал читать новые книги автора. Тем более, что в духе времени, они стали все более тонкими и все более дорогими. Вполне вероятно, что это требования издательства – просто бизнес и ничего личного…

И вот неожиданно Алексеев «воскрес» в моем читательском поле зрения, с книгой носящей дешево – скабрезное подзаглавие «Очаровательная блудница» видимо стареющий писатель хотел привлечь внимание не охваченной его текстами аудитории, падкой на дамское «любовное» чтиво. Совершенно без энтузиазма я начал слушать аудио издание и к собственному удивлению заслушался.

Оказалась, что в новых книгах Алексеев все то же, что и 30 лет назад: те же герои, те же сюжеты, те же декорации, тот же стиль. Приятно возвращаться в покинутые места, которые когда-то любил, и узнавать их заново.

Конечно же, повторы и самоцетирование, но для любителей творчества Сергея Трофимовича это скорее (+) чем (-).

Рекомендую всем любителям современной приключенческой литературы.

Оценка: 8

Кидж Джонсон «Spar (The Bacon Remix)»  [ 1 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 15:46

В 2009 году американская писательница Кидж Джонсон получила престижную премию Nebula за рассказ «Spar» (в отличном сетевом переводе Анастасии Вий — «Спасательный челнок»). Сюжет этого рассказа полностью умещается в предложение, которым он начинается: «В крохотном космическом челноке неустанно беспрестанно совокупляются женщина и пришелец». Рассказ действительно представляет собой некий поток сознания женщины, спасённой после кораблекрушения инопланетянином, и вынужденной с ним совокупляться, но на самом деле он, разумеется, не об этом...

В 2013 году Кидж Джонсон сама написала своеобразную автопародию на «Spar» под названием «Spar (The Bacon Remix)», которая начинается следующим образом: «В крохотном спасательном челноке неустанно беспрестанно поедают бекон женщина и пришелец.» А далее — всё то же самое, только про бекон.

Зачем это было сделано, так и осталось бы для меня загадкой. К счастью, мир не без добрых людей, поэтому дальше просто процитирую уважаемого Владислава Викторовича Зарю: «Кидж говорит следующее: «Беконовый ремикс» был на сто процентов шуткой». Некий Джон Ордовер (не знаю, кто это такой) составлял нечто, названное им «Беконтологией». Просил авторов для неё «изобрести заново» свои произведения, пропустив их через «беконовый фильтр». Делалось это с целью фандрайзинга, для какой-то школы в Бруклине. Ну, авторы пошли навстречу благой цели. По утверждению Джонсон, «от замены в рассказе ничто не изменилось». Не знаю, я бы так не сказал».

Вынужден целиком и полностью с ним согласиться. А уж превращение в какую-то клоунаду достаточно серьёзного и по своему даже философского рассказа — и вовсе выше моего понимания. 3 балла только за способность отнестись несерьёзно к своему премированному творению. К прочтению не обязательно от слова совсем, вполне достаточно оригинала.

Оценка: 3

Тимур Максютов «Атака мертвецов»  [ 0 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 15:45

Начало книги — великолепный исторический  эпизод времён покорения вольнолюбивых туркменов. Далее — не менее великолепные зарисовки о драматической судьбе  талантливого химика и честного русского офицера Николая Ярилова — взросление, преодоление последствий несчастного случая, развитие личности в непростых условиях тогдашнего времени — Русско-японская война, ещё одна семейная драма, революция, бомбы и террористы, роковая красавица, и наконец атака мертвецов, которой уделено всего две страницы книги, а далее некая фантастическая история с созданием «вундерваффе» и снова любовная драма.

Описания как быта, так боевых действий весьма достоверные, несмотря на пару тройку явных анахронизмов типа применения  советского термина «гандон» в 1900 году, упоминания таблиц Брадиса в 1905, а также пристрастия к творчеству Сергея Трофимова, вписанному в текст.

В целом мне книга понравилась, хотя планку на «десятку» автор на мой взгляд не удержал, в том числе и из-за скатывания в альтернативщину.

Оценка: 8

Джек Вэнс «Лунная моль»  [ 1 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 15:44

Одним словом -БЛЕСК!Талантливый сюжет, подобных детективов не встречал, да и  манера жизни цивилизации планеты Сирена поразила. Только в масках жить, но каждая маска произведение искусства и символизма. Но чтобы преступнику успешно жить , нужно все-таки быть аборигеном, иначе наступают проколы с перевоплощением, чем и воспользовался консул.

Оценка: 10

Юрий Москаленко «Малыш Гури»  [ 1 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 15:42

Вначале нам рассказывают о почти литрпг мире. Как в японских ранобе про попаданцев с системой. Есть ранги умений, уникальная (для мира, но не для других книг) возможность воровать скилы. Список скилов все растет, он растет, и еще растет. Но где же экшен? Появляются другие герои, их все больше, политические интриги, но как же герой, который нахомячил уже столько всего? Где творческое использование землянином магии? А нет его.

И вот уже и про систему автор забыл и про скилы, какие они там были у героя?

Герой встречает врага, побеждает, ставит магическую клятву и враг становится другом. Довольно абсурдно? Но такое происходит около шести раз за цикл.

С одной стороны сюжет непредсказуем, но эта непредсказуемость предсказуема,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ружья будут развешаны по стенам долго и с любовью, но стрелять они не будут.

Оценка: 6

Стивен Чбоски «Хорошо быть тихоней»  [ 2 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 15:38

«Не верю» билось в моей голове на протяжении всего чтения. Не верю я, что подросток в 16 лет может так наивно писать. Не понимать очевидных вещей. Курить, пить, наркоманить вовсю, но при этом ну совсем не видеть и не понимать очевидного в человеческих отношениях. Даже когда ему говорят об этом в лоб. И когда он периодически задавался вопросом из серии «а что я сделал не так», очень хотелось взять его за плечи, встряхнуть хорошенько и накричать.

Нет, я могу допустить, что, учитывая его лечение в детстве, он может быть таким сейчас — немного отставшим в развитии, замкнутым и заторможенным. Но как тогда объясняется его отличная успеваемость, дружба с ребятами на два года старше и запросто такие ночные прогулки по барам?

Уж насколько меня в свое время поразил «Над пропастью во ржи», настолько же мне не зашла эта книга. Может, она и ближе к современности (хотя действие происходит в 1991-1992 годах, не забываем), но совершенно далека от лично моих подростковых переживаний. Да, я была совсем другим ребенком, без подобного прошлого, с другими проблемами, мы тоже обсуждали всякие гадости, но я не была столь наивна.

Парень же бегает за «друзьями», которым он нужен только когда плохо, и которым его мнение особо не нужно (эпизод со спектаклем показателен). Вовсю экспериментирует с наркотиками — причем не по своему желанию во многом! Там ему кексик дали, тут желе угостили. Подано это таким образом, что чувак сам не понимал, что употребляет. И на контрасте глубоко оценивает серьезные литературные произведения, от «Великого Гэтсби» до «Голого завтрака«!

В плюсах отмечу язык произведения. Не могу судить за качество перевода, но написано действительно более-менее подростковым языком — и даже прослеживаются упоминаемые уроки учителя, парень в тексте по ходу старается расширять язык, углублять его. При этом оставаясь вполне себе подростком, не строя из себя Шекспира. Однако, многие озвученные героем и его друзьями мысли хотелось записать.

Концовка поражает, да. Я даже подумывала увеличить оценку на пол-балла. Но в раздумьях решила, что таки не буду этого делать — не зацепила меня книга настолько, чтобы потом ее вспоминать. Да и финальный твист, признаюсь, был мною разгадан примерно в середине повествования. Правда, по первости я подозревала немного другое.

Оценка: 6

Кидж Джонсон «Пони»  [ 2 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 15:25

Удивлялся я, поражался я, матерился я, знакомясь с тем, за что Hugo дают в последние годы, но ничему меня жизнь не учит — решил и с победителями премии Nebula ознакомиться, из числа тех, кто дублей не отхватил. Ознакомился.

Кидж Джонсон «Пони». Жаль здесь нельзя вставить тот смайлик, который «рукалицо».

На Неназываемом ресурсе в комментариях вопрос был поставлен чётко:

— Они что, серьезно выдали Небьюлу за фанфик по MLP?

— Да.

И это действительно рассказ о том, как девочки на своеобразном обряде инициации отрезают своим разноцветным пони (MLP — это My Little Pony, если кто не в курсе) крылышки и рожки. А однажды одна из девочек — ну, не смогла. Всё.

Понятно, конечно, что темы, в рассказе поднимаемые, всегда популярны, а нынче так и вообще в тренде — проблемы взросления, собственной инаковости, нежелания быть, как все. То есть за что премию дали — понятно. Просто текст ОЧЕНЬ уж слабенький стилистически, да и предсказуемый чуть более, чем полностью.

К тому же Брэдбери в 1954 году уже написал «Всё лето в один день»... =)))

Разочаровала, одним словом, Кит Джонсон. После прочтения премированного «Спасательного челнока» и пронзительно-грустной истории в жанре магического реализма «Устье Пчелиной Реки», ожидал от автора куда большего. А уж если учесть, что победу в 2010 году эти самые «Пони» разделили с отличным рассказом Харлана Эллисона «Человечек? Как интересно!», то сравнение будет явно не в пользу Джонсон. И темы, вроде поднимаются схожие — нетерпимость к инакомыслию, поиски себя в мире, подверженность общественному мнению — но у Эллисона цепляет, а у Джонсон — скорее удивляет.

3 балла только за то, что не побоялась прикоснуться к святому, к единорожкам с крылышками... =)))

Оценка: 3

Георгий Вайнер, Леонид Словин «След чёрной рыбы»  [ 1 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 15:15

Вторая часть дилогии про подполковника Туру Халматова ( Саматова)

Опять — голливудская история.

После того, как наш герой в одиночку разгромил наркомафию в своём родном узбекском областном центре и почти справился с коррупций в высших эшелонах власти, коварные враги ему отомстили.

Семья подполковника погибла, самого разжаловали и посадили.

Но, происходит чудо!

Бандитский пахан, которого герой встречает в тюрьме, решает отплатить бывшему менту за оказанную ему в прошлом услугу. И Туру Саматова, по одному слову криминального авторитета, оправдывают, восстанавливают в милиции, в звании, в партии.

И направляет начальником водной милиции в небольшой городок на Каспии.

И тут начинается типичный американский вестерн.

То же, что и в первой книге, только там — наркомафия, а здесь — икорная организованная преступность.

Власть в городе захватили браконьеры. Ими подкуплены все чиновники, милиция, прокуратура и рыбоохрана.

Несогласные немедленно убиваются.

Но, новый шериф, или, глава водной милиции Тура Саматов, ничего не боится.

Его нельзя подкупить, убить, подставить. Из всех передряг он выходит сухим, как рыба из воды.

Ну, и, разваливает мирную и налаженную жизнь маленького городка, где все вертелось вокруг осетрины и икры и все были довольны.

Книга совсем слабая. Персонажи картонные, поступки их глупы и нелепы. Ощущение, как от просмотра плохого вестерна или полицейского боевика.

Уровень совсем не братьев Вайнеров. Просто, сценарий для популярного в те времена жанра фильмов. Тогда — было модно снимать такие картины. Сейчас, их уже никто не смотрит. Ну а читать про это книги — бессмысленно. Прочитал ради фамилии писателя, детективами которого я до сих пор зачитываюсь.

Вот «Эра милосердия», «Ощупью в полдень», «Визит к Минотавру» — не потеряли актуальности, не устарели. А этот роман — бледный. Совсем не чувствуется талант авторов.

Оценка: 4

Иван Ефремов «Час Быка»  [ 3 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 15:05

Являясь большим поклонником литературного творчества И. Ефремова, я в той или иной степени ценю и люблю все его произведения, регулярно возвращаюсь к ним и нахожу для себя что-то новое… Но «Час быка» был и остается для меня чем-то совершенно особенным, магнетическим… Я не могу бесстрастно рассуждать об этом произведении, потому что раз за разом перечитывая эту книгу сначала в 19 лет, потом в 25, и буквально несколько дней назад – в 31 год, я каждый раз попадал под ее непередаваемое «темное» обаяние.

Я намеренно не хочу сейчас затрагивать темы политических и социальных подтекстов в данном романе, т.к. это на мой взгляд только загоняет произведение в рамки и мешает взглянуть на него с других сторон. А я не сомневаюсь, что Ефремов подсознательно писал его именно в день будущий — всем нам. И сегодня, спустя 50 лет, оно так же актуально, как и в то время!

В этом произведении столько недосягаемой красоты, благородства духа, холодного, драматического шарма и какой-то неуловимой сексуальной заряженности, что незаметно погружаешься в эту атмосферу целиком... И, помимо своей воли, подобно владыке Чойо Чагасу или печальному Таэлю, начинаешь «влюбляться» в прекрасный образ Фай Родис, сопереживать главным героям, страдать и радоваться вместе с ними…

Лично для меня – эта книга о том, что иногда вмешательство бывает оправдано, даже если понимание этого придет не сразу… Но вмешательство тонкое, деликатное, на личностном уровне, когда ты твердо уверен в том, что доводов «за» гораздо больше, чем доводов «против», когда ты знаешь ради кого идешь на риск, и готов взять на себя полную ответственность за все его последствия…

Эта книга о том, что человек способен на многое, если сможет взять под контроль свои чувства и эмоции, не давая им власти над собой, но всегда сохраняя трепетное отношение к жизни, чувство доброго и прекрасного…

P.S. Мечтаю когда-нибудь увидеть достойную экранизацию.

Оценка: 10

Харлан Эллисон «Человечек? Как интересно!»  [ 3 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 14:30

Отличный рассказ от признанного мастера. А полученная в 2010 году в номинации «Короткий рассказ» премия Nebula лишь подтверждает: старый конь борозды не испортит, даже если конь этот — скандальный, ехидный и злой Харлан Эллисон.

В одной из лабораторий удалось создать человечка. Полноценного человечка, умеющего передвигаться и разговаривать, читать и изучать иностранные языки, вот только росту в нём было 5 дюймов. Коллеги учёного приняли человечка вполне благосклонно, да и всем остальным было очень интересно. А потом было приглашение на одно из телешоу...

И сколько, вы думаете, пройдёт времени, чтобы отношение общества к человечку сменилось на прямо противоположное, спровоцированное кучкой бесчинствующих религиозных фанатиков?

Грустный рассказ. Но правдивый. И очень «эллисоновский», если можно так выразиться.

Ознакомиться определённо стоит, благо занимает он буквально несколько страниц.

P.S. Андрею Бударову традиционная благодарность за отличный перевод.

Оценка: 8

Рэй Олдридж «Освободитель»  [ 1 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 14:12

Цикл Олдриджа «Освободитель» можно называть всяко. Но, как по мне, трудно найти более неподходящее определение для этой книги, чем «среднячок».

Среди «похожих произведений» сайт рекомендует «Линию Грёз» Лукьяненко. И не сказал бы, что безосновательно. Схожего очень много — даже в неком авторском настрое. ( Нет, никто ни у кого ничего. Хоть Олдридж написал свой цикл и раньше. ) Главная же разница между произведениями авторов — в масштабности, что ли... «Линия Грёз» похожа на карусель. Можно сесть в гондолу в виде звездолёта ( в аккурат между драконом и уточкой ) и покататься в своё удовольствие. «Освободитель» же, с самого начала «Контракта на Фараоне», как бы говорит читателям: «Ну что, смертнички, полетаем?» И что характерно, не врёт, зараза.

Фантастический боевик, отрабатывающий это звание на 300%. Отнюдь не только «спинномозговой», но «глубинный смысл» в нем — явно не главное. Есть присущие жанру клише, но и оригинального немало. Очень хорошо создан мир и антураж, весьма неплохо прописаны многие персонажи. Экшн — на высшем уровне. Причем, не сказать, чтобы роман был перегружен боевыми действиями. Но их достаточно, чтобы «Освободитель» принадлежал к своему жанру, занимая в нем важное место.

Оценка: 10

Крис Колфер «Заклинание желаний»  [ 3 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 13:56

Не слаще пареной репы

Целевая аудитория книги — дети 6-7 лет. Младшие школьники воспринимают сей труд вполне нормально, даже можно сказать хорошо. И тут можно было бы завершить отзыв, если бы «Страна сказок» не позиционировалось как книга и для более взрослой аудитории. Вот и посмотрим на нее по-взрослому.

Сюжет книги банален до неприличия (см. «Хроники Нарнии», «Алису в стране чудес», «Волшебник изумрудного города» и проч.) — двое близнецов попадают в сказочный мир и всю книгу пытаются оттуда выбраться. «Рояли» начинают появляться в самом начале — встреча в  диком лесу с Фрогги , у которого есть дневник путешественника, где написано про заклинание желаний, а этот путешественник потом окажется

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
отцом близнецов
Ну а дальше — больше ... нужна слеза феи — да вот она плачет как раз на дороге, нужна корона — о-па мы как раз мимо нее пробегаем. Причем близнецам предметы удается получить легко, не применяя ни смекалки, ни ума, ни силы — либо наврали (как когда они пришли к Золушке или Красной шапочке), либо в руки само упало (локон Рапунцель).  

Вся книга строится на том, что близнецы обходят королевство за королевством и собирают предметы для заклинания. Читатель видит череду не особо ярко выписанных персонажей сказок (только Красная шапочка выделяется из этой массы,  хотя и не в лучшую сторону))). Даже Злая королева, оказавшаяся в конце злой по воле судьбы (что нынче модно — см Малефисенту), не вызывает эмоций — ни отрицательных, ни положительных. Ибо скучна и все это уже было...

Сами же главные герои написаны чуть лучше, особенно Коннер. Мальчик проработан более детально, чем Алекс, которая воспринимается скорее как дополнение к нему. Видно, что автор это понимает и пытается «дотянуть»  сестру до уровня брата, но это выходит у него не слишком хорошо.  

Читается книга, конечно, легко. Но не уверена, что это можно назвать ее достоинством. Язык прост, если не сказать примитивен. Плюс, видимо, и переводчик не особо старался — периодически попадаются корявые фразы. Ну и то, что Златовласка называет Красную шапочку «потаскухой» книгу не красит (особенно детскую).  

Итого: весьма среднее произведение со слабо выписанными героями простоватым языком и вторичными сюжетными ходами. Если вы старше 9 лет — я бы не советовала (а детям необходимо читать с купюрами, дабы долго и болезненно не объяснять, кто такая Красная Шапочка по мнению Златовласки)))))

P.S. Почему я должна знать кто такой Крис Колфер? И как информация о его ориентации может отразиться на моем восприятии книги?

Оценка: 4

Мариам Петросян «Дом, в котором…»  [ 1 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 13:29

Уникальная книга, ни на что не похожая. Колоритных персонажей много, но мне интересны Слепой и Сфинкс, особенно тот выбор, которые они сделали. По сути, Слепой олицетворяет тех, кто решил остаться c Домом и его миром, а Сфинкс выбирает наружность и реальный мир. Слепой — это свобода, приключение, творчество... Сфинкс — это долг, ответственность, самопожертвование... И если я хоть немного понимаю Мариам Петросян, ее решение больше не писать книги и посвятить свою жизнь семье, это уход из Дома в наружность — в свой настоящий дом. Выбор Сфинкса-это выбор Мариам Петросян.

Оценка: 10

Илья Варшавский «Лавка сновидений»  [ 3 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 13:27

Для меня это пока самый слабый и самый непонятный рассказ их тех, что я читал у Варшавского (даже удивительно, что в сборнике он заглавный). Рассказ очень сильно выбивается из общей массы не просто забавных вещей, а именно классно написанных – чётких, ярких, тонких. Это же – какое-то длинное предисловие, которое вместо того, чтобы предварить что-то, всё тянется и тянется да ещё очень громоздко, чтобы, в конце концов, взять и оборваться полустраничной концовкой. Да и весь он какой-то слишком тяжеловесный, в том самом смысле, что понять происходящее очень трудно – наркотик, вызывающий сны (да ещё так поданный, дескать, наркотик без осложнений для здоровья – но ведь наркотик же! как-то коробит меня такое позитивное отношение к данному вопросу); Гарун-Аль-Рашид и эти не столько фантастические, сколько сюрреалистические перемещения из реальности в сон и наоборот – какой-то дикий нелепый сумбур. Конечно, при должном подходе и такие вещи можно обыграть и подать в виде очень вкусном – но тут этого подхода и нет, и от этого всё превращается в нечто до безобразия несуразное. Вот интересно лишь – наверное, тема «хорошего наркотика» была для 67-го года слишком уж смела и необычна, я так понимаю? Мне в этом случае вспомнился рассказ «Ворота Ста Печалей» Киплинга – вещь с иным эмоциональным фоном, и, по-моему, более правильным. Но это так, моё личное.

Оценка: 3

Александр Зорич «Люби и властвуй»  [ 3 ]  +

, 23 октября 2018 г. в 13:13

Эту книгу ранее давно известную мне, я недавно решил прочитать по хронологии (а точнее прослушать audio). По прочтении первой части так же осталось благоприятное впечатление — сотворенный авторами мир не производит впечатления «картонного», линия сюжета динамична и интересна...

Вообще пытаясь читать фэнтези очень часто встречаешь ГГ который по замыслу является «самым крутым» на данной площадке, а весь мир только и делает что «крутится вокруг него». Здесь же ГГ всего лишь скромный чиновник по особым поручениям некой... хм.. спецслужбы орденского порядка, пытаясь выполнить данное ему поручение вынужден... Не буду раскрывать сюжет — но поскольку эта книга (по видимости) написана лет 10-15 назад, то и «привычные сегодняшние клише и штампы» отсутствуют. И да... данная книга куплена мной «на бумаге» в коллекцию (даже случайно в двух разных издательствах: «А.М» и «З.Л»).

Чтение данной СИ настроен продолжать именно в формате audio – сколько раз сталкивался с этим эффектом: сначала прочтешь на бумаге... так середнячок и «ниочем»... А вот audio  слушается вдумчиво и «цельный образ» получается как бы масштабней... Впрочем это всего лишь мое субъективное (никого ни к чему не обязывающее) мнение.

Оценка: нет

Загрузить еще отзывы
⇑ Наверх