FantLab ru

Север Гансовский

Север Гансовский
Страна: Россия
Родился: 15 декабря 1918 г.
Умер: 6 сентября 1990 г.
Жанры:
Фантастика
93%
ещё >>

Север Феликсович Гансовский родился 2(15) декабря 1918 года в Киеве. По образованию филолог. Отец, наполовину поляк, умер в 1920-м, мать во времена репрессий была арестована и расстреляна в тюрьме. До начала своей творческой деятельности прошел большой жизненный путь: был грузчиком, почтальоном, матросом.

Участник Великой Отечественной войны, добровольцем ушел на фронт в 1941 году, был снайпером и разведчиком в морской пехоте, тяжело ранен в 1942 году (родным ошибочно было отправлено сообщение, что он убит в бою и похоронен под Невской Дубровкой), награждён орденами Отечественной войны I и II степени. После возвращения с фронта, Г. закончил филологический факультет Ленинградского (ныне — С.-Петербург) государственного университета. Дебют в фантастике состоялся в 1960 г. рассказом «Гость из каменного века».

Как и И.Варшавский, Г. известен прежде всего произведениями малой формы: повестями и рассказами. Основной идеей многих из них является встреча человека с «неведомым» (обитателями антимира, неизвестными науке животными и т.п.), причем автора в равной степени интересует и описываемый им феномен, и реакция человека на него. В качестве «неведомого» Г. часто рассматривает своеобразные мысленные эксперименты, переведенные на язык образов.

Допустим, имеется существо, которое состоит из клеток, способных объединяться в один организм и разъединяться при необходимости. Что оно будет собою представлять? Как себя вести в различных ситуациях? Обо всем этом — рассказ «Хозяин бухты». С персонажами-людьми Г. также «экспериментирует», наделяя их теми или иными экстраординарными качествами: телепатией, способностью к левитации, сверхострым зрением или гениальностью, «привитой» хирургическим путем.

При этом автор пытается понять, как может сказаться на жизни и судьбе человека наличие чудесных свойств, возможно ли их полноценное использование в условиях конфликтной и проблемной реальности, облегчают ли они жизнь человека, или отягощают ее? Писателя беспокоит несоответствие, возникающее между растущими техническими (или биологическими) способностями человека и уровнем его нравственного развития.

Не может ли бездумно изменяемая человеком реальность обратиться в конечном счете против него самого? Об этом — одно из лучших произведений писателя — мини-повесть «День гнева». В процессе экспериментов некоему ученому Фидлеру удалось развить мозг у медведей. Они обрели способность говорить, читать и считать, но натура зверя осталась неизменной. В результате появились особые существа — «отарки», совместившие в себе агрессивность и безжалостность зверя с хитростью и изворотливостью человека.

Отарки — злая пародия на человека, вышедшая из под контроля биологическая машина убийства. Они сожрали лаборанта, сбежали в окрестные леса и начали терроризировать все живое. «Гениального» Фидлера последствия собственных действий не слишком волнуют: «...это был очень интересный научный эксперимент. Очень перспективный. Но теперь он этим не занимается... Говорит, что сожалеет о жертвах...» Правительство тоже испытывает по отношению к отаркам любопытство, не более.

А людям приходится жить среди кошмарных злобных существ: «Сделали эксперимент — выпустили людоедов на людей... Совсем обалдели там в городах. Атомные бомбы, а теперь вот это...»

Сопоставление с атомной бомбой не случайно. Отарки чрезвычайно опасны: физически они намного сильнее человека, а все уловки людей предугадывают и предвосхищают.

В повести отаркам удается одержать победу в «отдельно взятом районе» , но «день гнева» природы на человеческую глупость и недальновидность уже наступил: теперь платить придется по всем счетам сразу. Главный вывод своего мрачного предупреждения Г. вкладывает в слова умирающего лесника: «Может, это и хорошо... Теперь-то мы будем знать. что человек — это не такое существо, которое может считать и выучить геометрию. А что-то другое. Уж очень ученые загордились своей наукой. А она еще не все» .

Тема предупреждения объединяет «День гнева» с повестями «Часть этого мира», «Побег», «Инстинкт?» и рассказом «Полигон». В последние годы творчества автор обратился к новой для себя теме альтернативной истории в контексте «прогрессорства» (термин бр. Стругацких). В повести «Башня», рассказах «Дом с золотыми окошками», «Демон истории» рассматриваются различные возможности «подкорректировать» или «исправить» реальную историю.

Возможно, этот интерес Г. был спровоцирован тем, что в окружающей его действительности писатель не находил оснований для социального оптимизма...

В 1977 году на киностудии Союзмультфильм по рассказу Гансовского «Полигон» был создан одноимённый мультфильм. В 1985 году на киностудии им. М. Горького экранизирован рассказ «День гнева». В том же году вышел фильм киностудии ДЭФА «Визит к Ван Гогу» по мотивам повести Гансовского «Винсент Ван Гог».

В 1967 году по его сценарию снят фильм-спектакль «Голос», а по пьесе «Северо-западнее Берлина» — одноименный фильм-спектакль. По произведениям Гансовского поставлено несколько радиоспектаклей: «Северо-западнее Берлина» (1959), «Электрическое вдохновение» (1972), «Тропинка в поле» (1984). В 1988 году он сыграл роль Шаполинского в фильме Виктора Жилко «Генеральная репетиция».

В 1956-65 годах по произведениям Гансовского создано три диафильма: «Ниагара», «Хозяин бухты» и «Быть человеком». Последний по рассказу «День гнева».

При написании биографии использовалась книга Георгия Гуревича «Беседы о научной фантастике»


Примечание к биографии:

Страница Севера Гансовского как художника.


Похожие авторы:

Сортировка:

Север Гансовский. Циклы произведений

  Лех и Чисон  [= Три шага к опасности]  
8.40 (15)
-
7.33 (118)
-
6 отз.
7.71 (204)
-
20 отз.
7.72 (124)
-
11 отз.
7.45 (114)
-
7 отз.

Север Гансовский. Участие в межавторских проектах

  Буриме // межавторский цикл  
8.83 (12)
-
  • Повести
7.29 (58)
-
2 отз.
7.35 (48)
-
1 отз.
6.97 (39)
-
1 отз.

Север Гансовский. Повести

6.00 (12)
-
7.55 (178)
-
10 отз.
7.29 (93)
-
3 отз.
7.65 (126)
-
7 отз.
7.72 (124)
-
11 отз.
8.35 (262)
-
15 отз.
7.45 (114)
-
7 отз.
  1981 Башня [сокращенный вариант повести «Шесть гениев»]  
7.39 (82)
-
3 отз.
  1987 …И медные трубы [фрагмент повести "Побег"]  
7.74 (114)
-
5 отз.
7.19 (99)
-
7 отз.
  1988 Побег  
8.06 (185)
-
12 отз.

Север Гансовский. Рассказы

  1950 Ниагара  
6.56 (18)
-
1 отз.
6.29 (17)
-
6.15 (13)
-
  1951 Дик  
6.64 (14)
-
6.23 (13)
-
5.71 (14)
-
6.57 (14)
-
6.57 (14)
-
6.36 (14)
-
  1954 Бродяга  [= В городке]  
5.70 (10)
-
  1954 Воры  
6.00 (9)
-
  1955 Надежда  
6.00 (10)
-
4.67 (3)
-
5.25 (4)
-
1 отз.
  1960 Младший брат человека  [= Гость из каменного века]  
7.30 (70)
-
4 отз.
6.84 (65)
-
3 отз.
7.79 (335)
-
19 отз.
  1963 Голос  
7.48 (223)
-
12 отз.
  1963 Двое  
6.53 (151)
-
10 отз.
6.51 (83)
-
5 отз.
7.65 (246)
-
14 отз.
7.20 (113)
-
7 отз.
7.24 (234)
-
9 отз.
  1963 “ПМ-150”  
6.72 (51)
-
3 отз.
7.14 (132)
-
10 отз.
8.47 (787)
-
56 отз.
  1964 Мечта  
6.66 (93)
-
4 отз.
6.90 (122)
-
5 отз.
7.33 (118)
-
6 отз.
  1965 Таньти  
6.60 (33)
-
3 отз.
6.66 (85)
-
8 отз.
7.39 (166)
-
11 отз.
  1966 Операция  
7.26 (146)
-
9 отз.
  1966 Полигон  
8.41 (495)
-
33 отз.
7.49 (194)
-
12 отз.
7.67 (178)
-
13 отз.
7.71 (204)
-
20 отз.
  1969 Зверёк  
7.35 (100)
-
6 отз.
  1969 Кристалл  
7.07 (155)
-
11 отз.
  1969 Но если...  
6.72 (77)
-
5 отз.
8.32 (180)
-
14 отз.
7.58 (19)
-
7.18 (264)
-
15 отз.
  1977 Побег [переработан в повесть «Побег»]  
7.87 (135)
-
10 отз.
7.40 (174)
-
10 отз.

Север Гансовский. Пьесы

7.00 (1)
-
6.75 (4)
-
7.83 (6)
-
6.25 (4)
-
  1962 В тумане  [= Туман]  
4.00 (1)
-
6.80 (5)
-
5.00 (2)
-
  1971 И нас двадцать!  [= И нас двадцать]  
6.50 (4)
-
7.00 (2)
-
  1973 Свет солнца, свет луны [одноактная пьеса]  
8.00 (5)
-
9.00 (2)
-
6.85 (120)
-
8 отз.
6.27 (11)
-
  1976 Свет солнца, свет луны [мелодрама в двух действиях]  
8.50 (2)
-
  1983 Свадебный подарок // Соавтор: Александр Матвеевич Макеев  
7.00 (2)
-
9.00 (1)
-

Север Гансовский. Статьи

-
6.74 (23)
-
  1966 Сегодня у нас в гостях писатель Север Гансовский (Москва) [предисловие к рассказу "Операция"]  
9.00 (1)
-
6.60 (5)
-
-
  1967 Предисловие [к сборнику "Времена Хокусая"]  
6.93 (28)
-
  1967 Семья  
6.00 (1)
-
6.30 (50)
-
1 отз.
6.58 (19)
-
  1983 Предисловие [к сборнику В. Сергеева "Приглашаются все. Пьесы для радио и телевидения"]  
9.00 (2)
-
9.67 (3)
-
  1988 Об авторе [Вступительное слово к сборнику Е. Филенко "Звёздное эхо"]  
6.80 (5)
-
6.81 (52)
-

Север Гансовский. Эссе

7.00 (3)
-

Север Гансовский. Очерки

  1971 На далеких меридианах // Соавторы: Борис Анашенков, Сергей Николаевич Марков, Евгений Шатько, Илья Фоняков  
7.00 (1)
-

Север Гансовский. Сборники

6.92 (12)
-
1 отз.
  1955 Надежда  
6.17 (6)
-
7.64 (25)
-
7.86 (22)
-
7.72 (36)
-
1 отз.
7.87 (39)
-
1 отз.
8.00 (1)
-
7.37 (40)
-
7.87 (30)
-
1 отз.
7.94 (99)
-
3 отз.
8.51 (43)
-
8.50 (2)
-

Север Гансовский. Отрывки

7.35 (48)
-
1 отз.
6.97 (39)
-
1 отз.
  1980 Не надо верхом! [отрывок из рассказа «Двое»]  
7.60 (5)
-
7.50 (8)
-
1 отз.

Север Гансовский. Рецензии

  1951 Линч не пройдёт! [рецензия на очерк Говарда Фаста]  
7.50 (2)
-
  1952 От имени американских трудящихся [рецензия на книгу "Избранное" А. Мальца]  
4.50 (2)
-
  1954 Путь исканий [рецензия на роман Даниила Гранина]  
7.00 (2)
-
  1974 Труды и дни художника [рецензия на книгу Анри Перрюшо]  
9.00 (1)
-
  1988 Доскок  
8.50 (2)
-

Север Гансовский. Интервью

  1966 Философия, а не пропаганда научных знаний // Соавтор: Ирина Прусс  
8.50 (2)
-
9.00 (1)
-
6.50 (2)
-
  1987 Человек, который иллюстрировал «Улитку на склоне» [Интервью с Севером Гансовским] // Соавтор: Виктор Петрович Буря  
8.67 (3)
-
  1989 Лауреат «Аэлиты-89» // Соавторы: Роман Арбитман, Андрей Чертков  
10.00 (1)
-
  1989 Люди – наше будущее [интервью брали В. Гущин, Ю. Колобаев]  
8.00 (1)
-
  1990 Гансовский о психометах, пуделизаторах и прочем // Соавтор: Сергей Бережной  
8.00 (1)
-

Север Гансовский. Антологии

7.11 (48)
-
1 отз.
8.41 (108)
-
5 отз.

Север Гансовский. Прочие произведения

7.40 (5)
-

Север Гансовский. Неопубликованное

  Голос (киносценарий, не опубликован)  
 
  Полигон (киносценарий, не опубликован)  
 


  Формат рейтинга


  Примечание

  • Обратите внимание: переводы автора.


  •   Библиографы

  • Составитель библиографии — suhan_ilich

  • Куратор библиографии — Петров Эдуард



  •   Лингвистический профиль Севера Гансовского

    Словарный запас автора — средний. Длина предложений — малая. Диалоги используются редко. Процент прилагательных и глаголов сбалансирован, оба показателя близки к средним. Причастия и деепричастия автор использует в умеренном количестве. Служебные слова (местоимения, предлоги, союзы, междометия, частицы и вводные слова) — крайне редко.

    ⇑ Наверх